167021, Республика Коми, г. Сыктывкар,
пр-т Бумажников, д. 36
+7 (821) 262-1739,+7 (821) 262-3329
chi-zal@yandex.ru
(отдел обслуживания),
svetoch5@yandex.ru (директор)
  1. Читателям
  2. Новости
  3. Чум - традиционное жилище коми-оленеводов

Чум - традиционное жилище коми-оленеводов

Ноябрь 15, 2020 Количество просмотров: 1385
Оленеводство - традиционный вид деятельности, связанный с образом жизни северных народов.

Чум - жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством. По коми-зырянски он называется «чом», по-ненецки –«мя», по-хантыйски «нюки хот». В Кратком этимологическом словаре коми языка о происхождении данного слова читаем: «Чом - иж. «чум, шалаш оленеводов» (Ист. вок.,67) «шалаш, амбар, хлев, чулан, пристройка к дому «маленькое (по сравнению с жилым домом) строение» (Лыткин: 309). В русский язык слово перешло из коми языка.

Простота конструктивного решения делает чум максимально приспособленным для кочевого образа жизни. Такое жилище быстро собирается и разбирается. Благодаря конической форме он устойчив при метелях и ветрах, снег с его крутой поверхности скатывается не задерживаясь. Немаловажное значение имеет и распределение тепла внутри конической формы. Несмотря на то, что наверху имеется сквозное дымовое отверстие, тепло от очага, поднимаясь вверх, задерживается на наклонных стенах, а затем по кругу опускается вниз.

Летний чум обычно строили меньше зимнего. Оленеводы выбирали более легкие материалы для его изготовления, чтобы облегчить переезд с одной стоянки на другую. В старину чум покрывали берестяными покрышками «ёдум». Заготовка бересты для покрышек производилась летом. Снятая береста очищалась от наростов.

Заготавливали материал следующим образом: до пятидесяти штук пластов размером примерно 60 на 40 см. скручивали в рулон и опускали в чан с водой и рыбными потрохами (действует как клей). Около суток их варили в котле, окуная то одним, то другим концом. После этого материал становился более мягким и эластичным, её части легко скрепляются между собой. Пласты складывали в два или три слоя так, чтобы слои перекрещивались (обычно два продольных и один между ними поперечный) и сшивали оленьими жилами в большие полотенца. Вываренная береста обладала значительной эластичностью и прочностью, не пересыхала в течение долгого времени. После поднятия основы чума, его накрывали березовым полотном. В настоящее время такие покрытия не используются оленеводами.

А вот как изготовляли берестяное покрытие для эвенкийского чума?

Обработкой бересты для покрытия чума занимались женщины. Из бересты с трех берез получалось одно большое полотнище тикса, а всего такихтиксей было от 4 до 7 штук. Для покрытия одного чума требовалась береста примерно с двадцати берез.

Заготавливали бересту весной, тщательно выбирая дерево без сучков и затесов. Очищали бересту от мягкого слоя коры и мха ножом с внутренней и наружной стороны, затем смачивали ее водой и еще раз повторяли обработку ножом. Очищенную и туго свернутую в рулоны бересту ставили вертикально в большой медный котел, до половины заполненный водой. Котел подвешивали над костром на крюке, а рулон и верхнее его отверстие обкладывали мхом, чтобы замедлить выпаривание воды.

Через 5-7 часов рулон вынимали из котла, раскатывали на доске и разминали руками. Затем бересту вновь сворачивали в рулон и помещали в котел другим концом. Через некоторое время операцию повторяли, только бересту раскатывали на доске другой стороной. Варили бересту долго, иногда до трех дней, пока береста не станет мягкой и эластичной.

Вываренную бересту еще раз разминали и чистили ножом, затем сворачивали в рулон и помещали под пресс - тяжелую доску с камнями. После этого отмеряли необходимую длину и выравнивали ножом края. Влажные полосы складывали продольными рядами и сшивали сухожильными нитками, прокалывая отверстия шилом. Для прочности покрышки простегивали, а вдоль краев прошивали узкие берестяные полоски.

#библиотекиЭжвы
#Светоч@cbsezhva
Loading...