167021, Республика Коми, г. Сыктывкар,
пр-т Бумажников, д. 36
+7 (821) 262-1739,+7 (821) 262-3329
chi-zal@yandex.ru
(отдел обслуживания),
svetoch5@yandex.ru (директор)
  1. Читателям
  2. Новости
  3. «А вы знаете, что…»

«А вы знаете, что…»

Октябрь 18, 2022 Количество просмотров: 381
...фильм Карена Шахназарова «Курьер» снят спустя четыре года после выхода одноименной  повести, которая была опубликована в журнале «Юность» в 1982 году?

Карен Георгиевич является автором повести и фильма. Их интересно не только читать и смотреть, но и сравнивать – разница весьма заметна и существенна, как в сюжете, так и в образе главного героя.

Кто он? Фантазёр, чудак, бунтарь, шут, неформал? Иван — обычный парень, закончивший школу и не поступивший в институт, который валяет дурака в ожидании прозрения, нечаянного подарка судьбы или неотвратимой службы в армии с риском отправки на войну в Афганистан. В повести эта тема ещё не звучит, хотя война уже давно идёт. Она неявно проявляется лишь в фильме, сценарий к которому был написан Александром Бородянским. Уже в самом конце происходит встреча с отслужившим и обожжённым солдатом. И эта тень войны делает фигуру героя трагичной, придаёт его бунтарству оттенок обречённости.

С кем Иван воюет здесь, против кого восстаёт? Он всего лишь мальчик, пристроенный мамой на работу курьером в редакцию журнала. Традиционно «Курьер» прочитывается как история взросления и сопутствующая ей тема противостояния отцов и детей, бунта молодых против конформизма старшего поколения. Действительно, противостояние предъявлено с первых строк повести (и первых кадров фильма). Развод родителей — исходное событие сюжета и в книге, и в фильме.

Иван принимает уход отца из семьи с виду спокойно и отстранённо («Никаких проблем, пап»), однако фигура отца невидимо сопровождает его на протяжении всего сюжета. Она являет себя как в связанных с отцом предметах (маске, копье, письмах), так и в новых мужчинах, появляющихся на пути Ивана: в редакторе журнала, его новом начальнике, который называет его так же, как отец, в отце Кати, героини не случившегося романа, берущего на себя отеческую роль. Все эти персонажи по-своему проявляют кипящие внутри Ивана, но не видимые миру противоречивые «страсти по отцу» — острое желание его одобрения и в то же время демонстрацию своей независимости.

К. Шахназаров Курьер.jpg

Это внутреннее столкновение противоположных мотивов вполне традиционно для юности. И реакция на него зависит от характера героя: кому-то перенести эту боль рождения во взрослый мир удаётся легче, кому-то — сложнее. В чувствительном Иване боль от этого внутреннего шторма рождает шута. Он «троллит» всех вокруг себя большей частью неосознанно, сам порой ужасаясь происходящему с ним. Его эпатажное поведение раздражает взрослых и привлекает ровесницу Катю, которая летит на его «огонёк», а потом обжигается. Ведь в ней нет той скрытой боли отвержения, которая движет Иваном, она не может и не хочет всерьёз воевать с миром взрослых.

Но в мотивах этого бунта можно увидеть не только подавленный гнев на отца, прорывающийся лишь однажды, когда Иван, неожиданно для себя самого, швыряет подаренное им копьё в книжный шкаф, и не только социальную ярость и презрение к сытым и бездарным конформистам, стремящимся к внешнему благополучию и неспособным на живое яркое чувство. Есть ещё один мотив, чутко уловленный сценаристом в повести и перенесённый на экран. Иван — настоящий мечтатель и романтик, время которых уходит безвозвратно.

Он грезит с размахом — о великих делах, о звёздах, об Африке, как и положено взращённому советской школой идеалисту. И при этом явно осознаёт неуместность и невозможность своих мечтаний — ничего великого в этой реальности не происходит и произойти не может. Это противоречие Иван проживает так же скрытно и болезненно, как и разрыв с отцом. Выход из него он видит лишь в отказе от действительности. «Скоро в армию», — эта фраза звучит в финале фильма с обречённостью и одновременно с ужасающей надеждой.

В повести Шахназаров показал это крушение иллюзий мечтателя через образ старика, в которого превращается юноша, созерцавший звёзды: «собственная жизнь кажется мне хрустом сломанной ветки». Однако и здесь читателю даётся надежда: «Остались звёзды. И осталась ещё дурацкая мелодия, которую я насвистывал в тот далёкий осенний вечер. Они всё те же. И звёзды, и мелодия. Звёзды — там, наверху, а мелодия?.. Вот она. И старик, задрав голову и обратив иссохшее лицо к небу, засвистел что-то ужасно легкомысленное и до боли знакомое».

Источник: https://clck.ru/32PxwT


#библиотекиЭжвы
#АВыЗнаетеЧто@cbsezhva