167021, Республика Коми, г. Сыктывкар,
пр-т Бумажников, д. 36
+7 (821) 262-1739,+7 (821) 262-3329
chi-zal@yandex.ru
(отдел обслуживания),
svetoch5@yandex.ru (директор)
  1. Читателям
  2. Новости
  3. Сельскохозяйственная обрядность народов коми

Сельскохозяйственная обрядность народов коми

Август 4, 2021 Количество просмотров: 259
Обряд «Йöн петкöдöм» («Вынос осота»)

Наиболее распространенной зерновой культурой у коми был ячмень – «ИД», его сеяли всегда на солнечных склонах и на лучших удобренных землях.

Второе место по значению в хозяйстве занимала рожь – «Сю».
Овес – «Зӧр» и пшеницу – «Шобдi» сеяли преимущественно в южных районах и в незначительных размерах.

В небольших количествах для личных нужд высевали лён – «Шабдi» и коноплю – «Пыш». Пахота у коми считалась мужской работой. Посев у коми производился исключительно вручную, с помощью лукошка – «Чуман».

Сергей Сергель. Фотоколлекция 1906 г..jpg

Так же вручную убирался и урожай. Традиционным жатвенным орудием был серп – «Чарла», имеющий зазубренное лезвие и черемуховую ручку. У печорских коми применялись и серпы с гладким лезвием.
Уборка урожая у коми, как и в русском народном сельскохозяйственном календаре, была приурочена к Ильину дню (20 июля ст. ст.), хотя на самом деле, особенно в северных районах, происходила она обычно позднее.

Жатва - исключительно женский труд, тяжелый и трудоемкий; иногда в ней принимали участие и девочки-подростки, приобретая при этом навыки обращения с серпом.

С началом жатвы был связан интересный архаический обряд изгнания с полей сорных трав для обеспечения благополучия будущего урожая – «йöн петкöдöм» («вынос осота»).

На Печоре при исполнении этого обряда самый крупный осот, найденный на хлебном поле, выкапывали из земли и выносили на дорогу, причитая при этом: «Красное солнышко, ты цветешь в красивом зеленом платье алыми цветами. Хоть и очень дорог ты и мил нам, но вот приходится тебя переносить туда. Здесь тебя рубят, режут. Туда вынесем, там будешь поживать, цвести в нарядном платье с красивыми цветами». Вынесенный на дорогу осот сажали там, после чего считалось, что с поля должны вывестись и все его собратья-сорняки.

Аналогично проводился этот обряд и у коми-пермяков, причем у них считалось, что, для того, чтобы осота больше не было на полях, пересадку его на дорогу желательно производить при ущербной луне.

У ижемцев обряд «йöн петкöдöм» происходил несколько иначе. Сорняки, вырванные с корнем на хлебном поле, связывали в пучки по девять растений в каждом. Корнями вперед эти пучки относили к реке или озеру. Во время переноски один из участников обрядовой процессии нес сорняки, а другой хлестал пучок вицей. Остальные участники в это время причитали: «С поля мы тебя вырываем, чтобы впредь не плодился. Мы тебя вырываем, чтобы назад не вернулся. Все отродье твое вырываем мы, весь род, твое племя. Весь твой скоп вырываем мы, всех твоих братьев-сестер!» Были известны у ижемских коми и более продолжительные причеты, сопровождающие изгнание сорняков с поля.

Источник публикации:
Традиционная культура народа коми : этнографические очерки / ред. П. М. Столповский. - Сыктывкар, 1994. – 270 с.

#библиотекиЭжвы
#Краеведение@cbsezhva
#100летРеспубликеКоми@cbsezhva
#Коми100 #100лицаКомиКультура
#Светоч@cbsezhva