Село Ношуль
Село Ношуль расположено на правом берегу реки Лузы. Биография села Ношуль началась в далеком 1551 году. Этим годом датированы купчие, по которым владели землей некоторые ношульцы. К этому же году относятся первые духовные и купчие грамоты в Лихачевке и Черныше (переписи 1625 года): «Деревня Лябовская а в ней крестьян: в дворе Родка Иевлев с сыном с Ивашком, во дворе сын же его Ивашко владеют по духовной 1551 года, вдовый поп Патракей Фролович владеет по купчей 1612 года».
С начала XVII века село широко известно как транзитный пункт.
В дозорной книге 1620 года село впервые упомянуто как «погост Ношульский». Название дано по реке Ношул. Название реки происходит от коми «нӧш» - «возвышенность» и коми «ул» - «низ» (букв. «под горой»).
Существует несколько народно-этимологических версий происхождения названия села:
- производное от слов «ноша» и «шуль». Первое слово обозначает груз на спине, второе — узкую полоску лыка, бересты для плетения лаптей. Леса вокруг села были всегда богаты лыком и берестой.
- сочетание слов «но» (на коми языке используется как восклицание) и «шоль» (шолль) — талый, зернистый весенний снег. По этой версии люди, занимавшиеся извозом хлеба и других товаров к пристани, были очень недовольны быстрым таянием снегов и сокращением периода, благоприятного для перевозки грузов.
- грузчиков, носивших грузы на барки, спрашивали о роде их занятий, на что те отвечали: «ношу куль» («ношу шуль»). Куль — мешок с зерном или другим товаром.
- приезжие, гости, покупая товары на апрельской ежегодной ярмарке, сопровождали свой выбор восхвалением товара: «Но и шуль, но и бур шуль».
С 1914 года по 1921 год село Ношуль было центром Прилузского района. Теперь центр Прилузского района - село Объячево.
Ношульские фамилии
У коми фамилии сформировались довольно поздно – в XV-XVII веках под влиянием русской культуры. До этого коми пользовались только прозвищами, но и после появления фамилий прозвища были в ходу и живут до настоящего времени.
Составной частью прозвища было имя человека, которое состояло на втором месте. На первом месте было ключевое слово, имя отличавшегося предка. Например: Гришö Иван, Петыр Николай и т.д.
Прозвище передавалось по роду из поколения в поколение, пока какая-то особенность или заметный представитель семьи не даст ход образованию нового прозвища.
Анализ документов свидетельствует, что самыми распространенными и истинно ношульскими можно считать фамилии Шулепов, Можегов, Вахнин, Игнатов, Иевлев, Горбунов, Зобнин, Титов, Ортянов, Бобров, Пономарев, Тарасов, Трофимов.
Происхождение этих фамилий
- В основу фамилии Шулепов, скорее всего, легли слова «шулеп», «шульöб», что по-коми означает «левша». Таким образом Шулепов – значит леворукий.
- В основу фамилии Можегов, по мнению Плесовского Ф.В., легло слово «мош» - пчела. Получается, что Можегов – это пчеловод, или имеющий какое-то другое отношение к пчелам.
- Фамилия Вахнин могла произойти от слова «Вахно», так в новгородских землях называли Василиев. «Вахно» - Василий, значит Вахнин – Васильев?
- Ичеткины, безусловно, произошли от слова «ичöт» - маленький, видимо, так называли людей маленького роста.
- Другие фамилии интернациональны, но их обладателей в Ношуле тоже много: Трофимов, Игнатов, Горбунов, Зобнин и др. В корне этих фамилий лежат личные имена или особенности физического развития людей, особые приметы.
Ношульская волость входила во 2-й (Визинский) призывной участок. Ежегодно осенью, после закладки урожая на хранение, в Ношуле на волостном сходе проводили жеребьевку среди юношей достигших 20-ти лет для освидетельствования и выдачи в рекруты.
С 1000 душ населения требовались 6 человек. Возраст призывника устанавливался согласно ревизской сказке или по внешнему виду. Единственный сын в семье от жеребьевки освобождался как кормилец семьи. Допускалась замена между братьями, не брались в армию подследственные.
Юноши, на кого выпал жребий, отправлялись в армию, в редких случаях возвращались на родину. Не каждый мог выдержать 25-летний срок службы, возвращались домой единицы. Даже при ревизиях об ушедших в солдаты мужчин не упоминалось.
На Отечественную войну 1812 года был объявлен дополнительный набор рекрутов, некоторые шли в армию добровольцами, или, как тогда называли, - «охотниками» (по своей охоте). Среди 74 добровольцев Усть-Сысольского уезда, участвовавших в войне с Наполеоном, пятеро были из Ношульской волости.
С 1 января 1874 года в России была введена всеобщая воинская повинность. Теперь все мужчины 20-летнего возраста попадали в армию в сухопутные войска на 6 лет (после службы 9 лет были в запасе), на флот на 7 лет (3 года в запасе). В армии служили и негодные к строевой службе, которые в основном зачислялись в части, следившие за порядком в городах.
После службы в армии возвращались на родину и зачислялись в ратники 1-го и 2-го разряда, при достижении 43-х лет он уходил в отставку.
Служба в армии была почетна, а получение награды за ратные подвиги было почетно втройне. Возвратившиеся на родину солдаты были окружены почетом и уважением.
Ношульская пристань
Через Ношуль проходили всемирно известные торговые тракты. В XVII–XIX веках здесь действовала торговая пристань. Зимой в Ношуль свозили гужевым транспортом товары (преимущественно зерно, кожу, рогожи, меха) и складировали в амбарах, расположенных на берегу Лузы. На другом берегу располагались купеческие гостиные дворы. Весной после ледохода свезенные товары грузили в деревянные барки и сплавляли по Лузе и Северной Двине до Архангельска.
В 1771 году, путешествуя по реке Лузе, известный исследователь и академик Иван Лепехин в своих «Дневных записках путешественника» признавал ее судоходной, начиная с Ношульской пристани.
О времени постройки пристани в Ношуле мнения исследователей расходятся. Словарь Брокгауза и Ефрона определяет открытие Ношульской пристани началом XVIII века, когда она стала служить промежуточным пунктом отправки товаров из соседних, более южных губерний к Архангельску.
По мнению Мацука Михаила Александровича, необходимость вывоза вятского хлеба в район Архангельска заставила построить Ношульскую пристань в конце XVI или начале XVII веков, а основателями пристани можно считать вятских купцов.
Специально отведенного места для постройки барок не было. Строили барки на берегу реки в предварительно вырытых ямах, которые были похожи на современные доки судостроительных заводов. Это позволяло при постройке судна легко подступать к его верхним строениям без строительства лесов, а при подъеме воды во время половодья, яма заполнялась водой, и судно автоматически оказывалось на плаву.
В Ношуле в основном строили крупные суда – барки, грузоподъёмностью от 22 до 25 тысяч пудов, а иногда и до 30 тысяч пудов, то есть от 390 до 470 тонн каждая.
Барка – это плоскодонное судно с вертикальными бортами, управлялось оно двумя огромными веслами длиной до 15 метров и с лопастями 1 метр шириной. Весла делали из ели. Служили они не для гребли, а выполняли функции руля. Цена на барки колебалась в очень больших границах: в 1830 году доходила до 2,5 тыс. рублей, в 1839 – стоила 750-1000 рублей за барку.
Перед наступлением ледохода Ношуль заполняли тысячи отходников из Усть-Сысольска и других уездов, пришедших подработать на спуске судов на воду, их загрузке. Иногда собиралось до 9-11 тысяч работных людей. На погрузке работало много «девок» (пермячек). Своим усердием они перерабатывали мужиков.
На каждую барку нанималось от 49 до 60 рабочих для сплава: 30 человек коренных до Архангельска с жалованием 14-15 рублей, 30 человек присадников до Устюга с жалованием 6-8 рублей. Лоцманы из числа местных жителей получали по 100 рублей, в Устюге менялись на устюжских. Кроме оплаты сплавщикам давали муку, крупу и тому подобное по уговору.
Сплав барок к Архангельску начинался с реки Луза. Барки ничем не буксировались. Они сплавлялись по течению.
Роль пристани для села была велика – это связь с центральной Россией, русским народом, передовой культурой, обмен опытом, дополнительные заработки населения и насыщенность товарами. В память о тех временах на берегу Лузы теперь установлен небольшой арт-объект «Баркас Ношульской пристани».
Ношульская Стефановская церковь
Храм в селе Ношуль был построен в 1808 году, а в 1814 году был освящен именем Архидиакона Стефана Вологодской епархий.
Земля вокруг была церковная. Всего 99 десятин, данных в пользование Вологодской палатой государственных имуществ. Доход на церковь до начала 20 века получали с амбара вятского купца, что стоял на пристани на Лузе и использовался для хранения хлебных припасов. Других пристроек у церкви не было, кроме домов священнослужителей на её территории.
В 1998 году при иеромонахе Иннокентии (в миру Федор Иванович Бенца) было принято решение о строительстве в Ношуле нового храма. О восстановлении Стефановского храма речь не шла - столь масштабное мероприятие было не по силам. С весны 1998 по осень 2000 года в Ношуле на берегу Лузы строился деревянный храм, который 18 ноября 2000 года по решению архиерея был освящен именем Успения Пресвятой Богородицы.
5 сентября 2015 года в селе Ношуль состоялось освящение архиерейским чином старинной Стефановской церкви, восстановленной семьёй Можеговых. Родные братья – Сергей, Василий и Александр – возродили в первозданном виде храм, которому более 200 лет.
Александр Иванович Можегов по образованию историк, окончил Сыктывкарский государственный университет. Вот что он рассказал корреспонденту газеты «Вера»: «Церковь была кладбищенской, там хоронили на протяжении более четырёх веков, до 1940 года, не только из Ношуля, но и из всех окрестных деревень, приписанных к этой церкви. Ещё моя бабушка ходила на это кладбище с моими старшими братьями на поминки к родным – меня, маленького, с собой не брали. Сейчас от кладбища практически ничего не осталось. Только небольшие холмики, даже крестов нет.
Ещё когда мы жили в Ношуле и школьниками частенько бегали около церкви, хотелось, чтобы храм был восстановлен в первозданном виде, чтобы радовал всех своей красотой. От своих бабушек и дедушек мы слышали, каким он был красивым, как на праздники приходило очень много людей со всей округи. Церковь считалась наиболее почитаемой и имеющей большую силу среди соседних храмов, так что даже жители из Объячево и Лоймы, где были свои храмы, приходили на богослужения к нам.
Каменный храм был закрыт в декабре 1935 года. Последний священник, отец Феодосий Орнатский, в 37-м году был арестован за то, что после закрытия церкви совершал обряды в домах прихожан, и вскоре расстрелян»».
Братья Можеговы награждены медалью Стефана Пермского I степени.
Источник публикации:
- Можегов А. И. Ношуль : история села / А. И. Можегов. - Сыктывкар : Коми книжное издательство, 2006. - 224 с.
- Сажина, О. В прилузских селах с богатой историей // Регион. – 2022. - № 4.
- Малыхина, А. История церквей и духовенства Коми края / А. Г. Малыхина, Н. В. Фадеева. – Сыктывкар, 2021. – С. 45.
- Суворов, Е. Дело всей семьи // Вера. – 2015.
#Светоч@cbsezhva
#Краеведение@cbsezhva