167021, Республика Коми, г. Сыктывкар,
пр-т Бумажников, д. 36
+7 (821) 262-1739,+7 (821) 262-3329
chi-zal@yandex.ru
(отдел обслуживания),
svetoch5@yandex.ru (директор)

Веселая Масленица

Веселая Масленица.jpg

Как и у других народов, масленица у коми народа открывала праздничный цикл весенних обрядов. Религиозного подтекста в обряды на масленицу коми не вкладывали, считая этот праздник просто веселыми «проводами зимы».

У коми народа Масленица считалась веселым, шумным и любимым праздником и в каждом районе назвалась по-разному: «йöввыв», «йöлвыв», «йöлвыл вежон», «йööвыв».

На протяжении всей масленичной недели повсеместно катались с горок. Самые маленькие дети в возрасте от трех до пяти лет катались на бересте или на маленьких саночках со взвоза – бревенчатого настила, пристраивавшегося ко входу в скотный двор.

Дети, молодежь, а иногда и люди более почтенного возраста катались со снежных горок. По словам информантов на масленичной неделе предпочитали кататься не с естественных холмов, а с рукотворных снежных гор, строившихся «всем миром». Повсеместно они назывались «катушками». Горы заливались водой. Сооружались они так, чтобы их спуск выходил не реку.

В Троицко-Печорске молодежь съезжала с катушек в больших санях, обычно служивших конскими повозками. В такие сани усаживались до десяти человек. При катании в больших санях существовало правило – в них должна была находиться хотя бы одна девушка. К большим саням с помощью прочных пяти-семиметровых веревок привязывали двое-трое маленьких саночек. Бывали случаи, когда такие «санные поезда» переворачивались, которые сопровождались смехом, шутливой перебранкой, игрой в снежки.

На Выми в среду, а в селениях по Сысоле в четверг масленичной недели с гор катались молодожены, поженившиеся в этом году после Святок. При этом молодая супруга давала деньги парням, которые строили горку. В некоторых местах она, прежде чем скатиться, должна была поцеловать мужа.

В пятницу масленичной недели начиналось катанье на лошадях, обязательно при этом на расписных, богато украшенных пестрых санях. К дугам подвешивали колокольчики, украшали их цветными лентами. Парни катали вдоль селения в своих санях девушек. Интересно, что катались чаще всего по кругу, объезжая все селение. Подобные магические круги «под знаком солнца» должны были обеспечить защиту людей от всевозможных несчастий и злых сил.

В масленичную неделю особо популярна была песня «Гажа валяй» («Радостный валяй»):
«Гажа жö нин валяйыс,
Да валяй, валяй да гажа жö нин,
Дыр тай виччысим
Да регыд тай колин.
Да валяй, да валяй да
Дыр жö эг сьылoй».

И песня «Гöгыль» («Круг»):
«Гöгыль кö пö вöд, гöгыль, ой,
Шондыбанöй да.
Шондыбанöй гöгыльöй да.
Татшöм oмöй гöгыльыс оллö да.
Гöгыль кö пö вoд, гöгыль, ой,
Шондыбанöй».

На масленицу готовили молочную пищу, что и закрепилось в ее названии – «йöл выл», «йööв вэжööлун». Главным угощением праздничного стола масленицы выступали блины, ими угощали гостей, соседей, знакомых, зятья ходили к теще на блины. Однако нужно подчеркнуть, что блины как атрибут масленичной недели у коми появились под влиянием русских.

Широко распространенный у русского населения обряд сжигания в конце праздничной недели чучела Масленицы, символа уходящей зимы был лишь у коми в с. Серёгово на Выми, где преобладало русское население.

Источник публикации:
Несанелис Д. А. Раскачаем мы ходкую качель : традиционные формы досуга сельского населения Коми края во второй половине XIX - первой трети XX века) / Д. А. Несанелис ; худож. А. Виноградов, Л. Канева ; Центр народного творчества РК. - Сыктывкар, 1994. – С. 77-85.