Традиционная тряпичная кукла
У коми народа была широко распространена традиция изготовления из ткани, дерева, кости, соломы и бумаги антропоморфных детских игрушек – акань, фигурок девочек, мальчиков, женщин и мужчин. По мнению учёных В.И. Лыткина и Е.С. Гуляева, первоначальное значение слова акань – «маленькая игрушечная сестренка, женщина».
Главное содержание игры в куклы – воспроизведение в игре реального семейного быта. У каждой девочки количество тряпичных кукол в игрушечной семье, как правило, соответствовало количеству членов реальной семьи ребенка. Но при этом, куклам никогда не давали собственные имена членов семьи, что было обусловлено стремлением обезопасить живых людей от сглаза и порчи.
Акань шилась только из лоскутов новой ткани. Лицо у кукол обозначалось белым либо светлым фоном или разноцветными полосками ткани. Доминирующим элементом самодельных кукол является их костюм, в котором отчётливо видны локальные традиции в оформлении одежды. Для шитья костюма ижемские коми использовали лоскутки атласа, парчи, льна. На голову надевали сначала маленький платок и завязывали назад, а поверх него – большой платок «баба юр кöрталöм», передник выполнялся из кусочков ткани и ленточки. Прилузские коми при шитье кукольного наряда использовали домотканный материал. У сысольских коми в технологии изготовления набивной куклы есть одна особенность: мягкая кукла имела деревянные детали.
По технике изготовления куклы бывают сшитыми и несшитыми, первые более тщательно выполнены. Основу ижемских несшитых кукол составляет прямая деревянная болванка, ноги и руки отсутствуют, голова обозначена обтянутой тканью.
У северных коми в семьях оленеводов девочки бережно хранили своих кукол в специальных меховых сумках (падко), у южных коми в берестяных или лубяных узорчатых коробках (акань олансъяö видзны) вместе с принадлежностями для шитья, пуговицами и различными отрезами ткани, из которых шили кукольный гардероб. Впоследствии, повзрослев, девушка могла передать свое кукольное хозяйство младшей сестре или дочери. У ижемских и печорских коми родители-охотники нередко изготовляли кукол из утиного клюва (чöж-акань).
Как правило, черты лица у традиционных кукол не детализировались, лишь в 20-30-е годы XX век, когда в среде сельских детей на Ижме и Печоре стали популярны куклы-скрутки из бумаги, на игрушечных лицах дети прорисовывали сажей или карандашом глаза, нос, рот.
Коми-зыряне были уверены, что самодельная тряпичная кукла хранит в себе много тайн. Некоторые детские игры с ними считались пророческими. Например, девочке, которая раздаёт своих «дочек» подругам во время игры, не видать семейного счастья. А если затевается игра в похороны со своими игрушками, значит в этой семье скоро кто-то умрёт.
В сказочном фольклоре коми ожившая кукла нередко выступала в роли покровителя и помощника героини, оставшейся без матери.
Источники:
Шарапов, В.Э. Традиционные куклы в поверьях коми / В.Э. Шарапов // Атлас Республики Коми. Москва, 2001.
Пьянкова, Т.А. Народная игрушка коми (зырян) Т.А. Пьянкова // Мир детства в культуре коми. Сыктывкар, 2013.
#библиотекиЭжвы
#Краеведение@cbsezhvaГлавное содержание игры в куклы – воспроизведение в игре реального семейного быта. У каждой девочки количество тряпичных кукол в игрушечной семье, как правило, соответствовало количеству членов реальной семьи ребенка. Но при этом, куклам никогда не давали собственные имена членов семьи, что было обусловлено стремлением обезопасить живых людей от сглаза и порчи.
Акань шилась только из лоскутов новой ткани. Лицо у кукол обозначалось белым либо светлым фоном или разноцветными полосками ткани. Доминирующим элементом самодельных кукол является их костюм, в котором отчётливо видны локальные традиции в оформлении одежды. Для шитья костюма ижемские коми использовали лоскутки атласа, парчи, льна. На голову надевали сначала маленький платок и завязывали назад, а поверх него – большой платок «баба юр кöрталöм», передник выполнялся из кусочков ткани и ленточки. Прилузские коми при шитье кукольного наряда использовали домотканный материал. У сысольских коми в технологии изготовления набивной куклы есть одна особенность: мягкая кукла имела деревянные детали.
По технике изготовления куклы бывают сшитыми и несшитыми, первые более тщательно выполнены. Основу ижемских несшитых кукол составляет прямая деревянная болванка, ноги и руки отсутствуют, голова обозначена обтянутой тканью.
У северных коми в семьях оленеводов девочки бережно хранили своих кукол в специальных меховых сумках (падко), у южных коми в берестяных или лубяных узорчатых коробках (акань олансъяö видзны) вместе с принадлежностями для шитья, пуговицами и различными отрезами ткани, из которых шили кукольный гардероб. Впоследствии, повзрослев, девушка могла передать свое кукольное хозяйство младшей сестре или дочери. У ижемских и печорских коми родители-охотники нередко изготовляли кукол из утиного клюва (чöж-акань).
Как правило, черты лица у традиционных кукол не детализировались, лишь в 20-30-е годы XX век, когда в среде сельских детей на Ижме и Печоре стали популярны куклы-скрутки из бумаги, на игрушечных лицах дети прорисовывали сажей или карандашом глаза, нос, рот.
Коми-зыряне были уверены, что самодельная тряпичная кукла хранит в себе много тайн. Некоторые детские игры с ними считались пророческими. Например, девочке, которая раздаёт своих «дочек» подругам во время игры, не видать семейного счастья. А если затевается игра в похороны со своими игрушками, значит в этой семье скоро кто-то умрёт.
В сказочном фольклоре коми ожившая кукла нередко выступала в роли покровителя и помощника героини, оставшейся без матери.
Источники:
Шарапов, В.Э. Традиционные куклы в поверьях коми / В.Э. Шарапов // Атлас Республики Коми. Москва, 2001.
Пьянкова, Т.А. Народная игрушка коми (зырян) Т.А. Пьянкова // Мир детства в культуре коми. Сыктывкар, 2013.
#библиотекиЭжвы
#ГодКультурногоНаследияНародовРоссии