Сенокос
СЕНОКОС – ТУРУН ПУКТÖМОбряд «Турун вöнь» («Травяной пояс»)
Заготовка сена была одной из важнейших сельскохозяйственных работ. По коми народному календарю начало сенокоса было приурочено к Петрову дню (29 июня ст. ст.). По народным поверьям до Петрова дня нельзя было брать в руки косу. Если была необходимость в заготовке зеленого корма до этого дня, то траву не косили, а срезали серпом. Еще во время «петровок-голодовок» (Петрова поста) приводился в порядок инвентарь. Перед выходом на луга в церквях начало страды благословляли священники.
В первый сенокосный день женщины привязывали к спине клок сена и произносили заговор: «Господи, отсав уджавны дзоньвидзаöн да веж турун чукöртны» («Господи, дай здоровья для работы да помоги собрать душистого сена»).
В первый день выхода жителей деревни на сенокос проводился обряд «Турун вöнь» («Травяной пояс»). Этот выход сопровождался в деревне особой торжественностью, женщины и девушки выходили на покос одетые по-праздничному.
Обряд «Турун вöнь» («Травяной пояс») описали коми известные этнографы.
Обрядовая пляска «Турун вöнь» была создана в честь сенокоса. В этом обряде, который совершался женщинами, принимали участие члены только одной семьи. Мужчины начинали косить, а женщины становились на краю покоса и исполняли обрядовую песню. Выкосив небольшой участок, мужчины останавливались и поднимали вверх косы. Не прекращая песни, на место скошенной травы вступали женщины. Они плавно и медленно двигались к мужчинам, собирая свежескошенную траву. Траву завивали, скручивали в длинные жгуты («турун вöньяс»).
С причитаниями и приговорами женщины плели для мужчин травяные пояса, вплетали в них полевые цветы, старались их сделать достаточно прочными. Когда травяной пояс был готов, женщины подходил и к мужчинам, держа пояса на вытянутых перед собой руках. Матери, дочери, сестры, жены кругами обходили вокруг своих мужчин, величали их по имени-отчеству и кланялись им в пояс.
Женщины в своих причитаниях просили у солнца хорошей погоды, чтобы сено сохло, а не гнило под дождем. С последними речитативными причитаниями они желали своим мужчинам здоровья, выносливости, силы на сенокосе, еще раз низко кланялись, с травяным поясом обходили вокруг мужчин и с причитаниями, заговорами опоясывали мужчин поясами. Опоясанными должны были быть все мужчины, включая маленьких детей.
Травяной пояс («турун вöнь») повязывали вокруг поясницы, перетягивали через плечи и перевязывали крест-накрест спину и грудь. Считалось, что только что скошенная на лугу трава обладает особыми целебными свойствами и способна излечить больную поясницу и снять усталость и боль. Говорят, что травяные пояса мужчины не снимали до тех пор, пока они не высыхали и не осыпались.
Источник публикации:
Традиционная культура народа коми : этнографические очерки / ред. П. М. Столповский. - Сыктывкар, 1994. – 269 с.
#библиотекиЭжвы
#Краеведение@cbsezhva
#100летРеспубликеКоми@cbsezhva
#Коми100 #100лицаКомиКультура