Петыр лун / Петров день
12 июля (29 июня ст. ст.) празднуется Петров день (день первоверховных апостолов Петра и Павла). В этот день заканчивается Петров пост.
С Петрова дня у коми традиционно начинался сенокос, а у рыбаков – летний лов рыбы. Поскольку апостол Петр, согласно библейскому писанию, был рыбаком, рыбаки обращались к нему (а чаще – к обоим апостолам) с просьбой дать им рыбу. Отправляясь на рыбную ловлю, рыбаки произносили: «Дай, Петыр-Павел, рыбу». Когда приносился в дом первый улов, то после того, как рыба была приготовлена и съедена, высказывалось пожелание: «Господи, Петыр-Павел, дай рыбаку здоровья, да рыбы столько пудов и фунтов, сколько чешуи да косточек».
Большое значение имел и охотничий промысел. В ночь на день первоверховных апостолов охотники отправлялись в лес на поиски «Петрова корня» или же «Петрова крестика», растения, называемого так потому, что его листья располагаются на стебле крестообразно. Корешок этого растения хранился на божнице, а отправляясь на охоту, каждый промысловик прикреплял его рядом с нашейным крестом в уверенности, что он обезопасит его от всевозможных несчастий.
В фольклорном образе Петыр-Павел коми-зыряне и коми-пермяки обычно подчёркивают два качества, необходимых рыбаку - терпение и отсутствие жадности (азарта): «Говорят, Петыр-Павел 25 лет рыбу удил, поймал одного ерша, и того отпустил». Жадного человека Петыр-Павел, являющийся хранителем ключей от райских врат, привратником, не впускает в рай.
Накануне Петрова дня устраивались «петровщины». Молодежь делала складчину: собирались в каком-нибудь доме, приносили с собой шаньги, рыбные пироги, пиво, вино и обязательно крупу и сметану. Всю принесенную сметану сливали в маслобойню и сбивали из нее масло. Потом варилась каша с маслом, которую вместе съедали. После этого начиналось общее веселье, нередко до 4-5 часов утра.
Устраивали свою «петровщину» и женщины, причем женщины среднего возраста и пожилые отдельно. Мужчин с ними не было, и отдельно они не собирались. В некоторых местах молодежь свои «петровщины» проводила на свежем воздухе, кашу варили на кострах небольшими группами по 5-6 человек. Потом все группы собирались в условленном месте, начинались игры, песни, пляски.
В Петров день девушки и женщины надевали свои праздничные наряды, по возможности празднично одевались и мужчины. До обеда ходили друг к другу в гости, посещали родственников. После обеда молодежь отправлялась на луга, где отдавалась всеобщему веселью. Парни и девушки водили хороводы, устраивали различные игры, пели песни и т. д.
На Вашке дети в этот праздник делали набеги на огороды, воровали лук. Рассказывают, что старухи в Петровскую ночь вообще не ложились спать, стерегли свой лук.
Источники публикации:
- Традиционная культура народа коми : этнографические очерки / ред. П. М. Столповский. - Сыктывкар, 1994. - С. 192-193.
- Лимеров, П. Народные праздники на Вашке // Родники Пармы. Вып. 3. - Сыктывкар, 1993. - С. 38-44.
- Мифология Коми : энциклопедия уральских мифологий, Т. 1. - Москва ; Сыктывкар, 1999. – С. 307.
#библиотекиЭжвы
#Краеведение@cbsezhva
#ГодКультурногоНаследияНародовРоссии