167021, Республика Коми, г. Сыктывкар,
пр-т Бумажников, д. 36
+7 (821) 262-1739,+7 (821) 262-3329
chi-zal@yandex.ru
(отдел обслуживания),
svetoch5@yandex.ru (директор)

Медведь в охотничье-промысловой культуре

Медведь в охотничье-промысловой культуре.jpg

Особо выделялся из всех диких животных медведь (Ош), он наиболее наделялся человеческими свойствами, к нему относились с большим почтением, а охота на него была строго регламентирована.

Медведь – самый могучий и опасный зверь лесотаёжной зоны, обладающий к тому же большим внешним сходством с человеком, имел особый мифологический статус в традиционном мировоззрении многих народов. У коми-зырян медведь считался сыном верховного бога Ена, вместе с которым он некогда жил на небе. 

У коми-пермяков зафиксирован оригинальный вариант космогонического мифа, в котором медведь предстаёт как создатель земного рельефа. 

У промысловиков медведь считался зверем, наиболее близким к лесному духу-хозяину. В некоторых районах его мясо считали пеж (нечистым) и поэтому не употребляли в пищу.

Верили, что он понимает человеческую речь, и если к медведю обратиться по-доброму, то он не будет разорять охотничьи кладовые или же возьмёт лишь часть добычи, оставив остальное в целости.

Существовали специальные обрядовые действия и приметы, связанные с охотой на медведя. Так, чтобы охота прошла удачно, промысловики варили в лесу в котлах ритуальное блюдо юм (сладкую кашу из ржаной муки) и ставили её перед избушкой. На другой день, увидев, что котёл пуст, охотник никому не должен был говорить об этом.

Перед убитым медведем полагалось извиниться. А в случае промаха в зверя нельзя было стрелять повторно, так как тогда, по мнению охотников, он оживал даже при смертельной ране. Согласно поверьям, съеденное сердце первого убитого медведя наделяло отвагой начинающего промысловика при последующих охотах. Существовало убеждение, что охота на сорокового медведя особенно опасна.

Медведь считался окончательно мертвым, когда его лишали когтей и клыков. Если на место охоты приходил посторонний человек, а у убитого медведя они ещё не были удалены, то он получал право на пай.

Кости, подброшенные под остов строящегося дома, сулили его хозяину несчастливую жизнь. Зубы, напротив, считались действенным амулетом, оберегающим от порчи, а также от болей в пояснице.

Обязательно хоронили голову медведя с заговором: «Вот тебя зарываем вниз головой, лицом по направлению с запада на восток, чтобы второй раз не пришёл сюда». Её забрасывали землёй и утаптывали ногами. Затем закопанную голову маскировали мхом, колодами или пнями. Верхневычегодские коми зарывали череп в хлеву или голбце, так как считалось, что он отгоняет нечистую силу и болезни.

Источник:

Конаков Н. Д. О братьях наших меньших // Родники пармы : научно-популярный сборник. Вып.VI. – Сыктывкар : Полиграф-сервис, 2001. – С. 156-176.

#библиотекиЭжвы
#Краеведение@cbsezhva


Loading...