167021, Республика Коми, г. Сыктывкар,
пр-т Бумажников, д. 36
+7 (821) 262-1739,+7 (821) 262-3329
chi-zal@yandex.ru
(отдел обслуживания),
svetoch5@yandex.ru (директор)

Хлеб – всему голова



Зерновая основа традиционного рациона коми существовала только в земледельческих районах. Остальные вынуждены были зерно покупать. Но достаточное для пропитания количество зерна, муки, круп могли купить лишь немногие состоятельные крестьяне, удачливые промысловики, разбогатевшие оленеводы и торговцы.

В основном коми-пермяки и, особенно, коми-зыряне пекли хлеб нечасто и со значительными растительными добавками. Хлеб пекли с добавками из рябиновой коры, листьев рябины и малины, соломы, борщевика (азьгум) и лебеды (пöттурун). Перемалывали зерно на муку на небольших водяных мельницах. Многие крестьяне перерабатывали зерно на муку на ручных мельницах (изки), но мука выходила грубого помола. Для приготовления крупы использовалась ступа (гыр) и пест (тоин).

До того, как выпечь хлеб, произносили молитву «Господи, благослови», хлеб крестили.
Для повседневного питания служил круглый подовый хлеб, ржаной – «рудзöг нянь» или ячменный – «ид нянь», пшеничный рассматривался как праздничный. Овсяный хлеб выпекали только верхневычегодцы и прилузцы.

Небольшие колобки из ржаного теста назывались «тупöсь», а из кислого жидкого теста, замешанного из ячменной муки на молоке – «кöвдум». Первый сорт хлеба был небольшого размера - 15-20 см в диаметре и его часто сушили для уходящих на дальние промыслы или оленье кочевье. Им же ижемцы давали особое благословение (тупöсем) своим детям. Ярушники часто покрывали какой-нибудь добавкой - солодом, картофельным пюре или даже использовали это в качестве начинки, тем самым сближая хлеб с пирогом.

В праздничные дни выпекали сочни, оладьи, калачи, разнообразные пироги и пирожки с начинкой из рыбы, мяса, грибов, ягод, репы, редьки, лука, солода, картофеля, различных круп и др.

Очень популярны у коми всевозможные шаньги (лепешка с начинкой). На праздники пекли также блины, чаще из ячменной муки. Ели их с маслом и сметаной.

В красный угол ежедневно выставляли горячий хлеб для поминания умерших родственников, а вечером его отдавали детям. Нарезал хлеб хозяин дома. Хлеб никогда не резали на столе. Ковригу хлеба прижимали к себе и разрезали. За столом его раздавали по старшинству. Хлеб полностью съедали, упавшие крошки поднимали, подносили ко лбу или дули на них и съедали – не выбрасывали. Крошки со стола скармливали скоту.

Молодых после венчания встречали ковригой хлеба с солью. Молодые откусывали по куску этого хлеба. Считалось, чем больше откусишь, тем богаче будет жизнь. А солью осыпали молодых.

В коми традициях только хлеб мог постоянно находиться на столе, со стола никогда не убирался. Он связан с достатком в доме.

Выражением «нянь-сов» желают в Коми счастья и здоровья.

С хлебом связано много поверий. Считалось обязательным пригласить к столу постороннего человека, в котором видели представителя иного мира: «Ветлысь-мунысьöс вердöм кузя пö дас во няня лоан, дас во тшыглун он тöдлы» («Накормишь прохожего – десять лет с хлебом будешь, десять лет голода не будешь знать») – поговорка. Качество одного определенного вида хлеба также закрепилось в поговорке: «Зöр нянь – омöль нянь, ид нянь – джын нянь, рудзöг нянь – тыр нянь» («Овсяной хлеб – плохой хлеб, ячный хлеб – полхлеба, ржаной хлеб – полный хлеб»).

К хлебу относились очень бережно:
его не выбрасывали, упавший кусок поднимали, подносили ко лбу и съедали; крошки со стола собирали, скармливали скоту или выносили на улицу для птиц.

Хлеб обычно нарезал хозяин дома. Прижимал ковригу к груди и движением ножа к себе разрезал ее. Такой способ нарезки хлеба связывался с сохранением достатка для себя, для дома, а движением в обратном направлении ассоциировалось с возможностью его утраты.

За трапезой коми соблюдали очередность в раздаче хлеба по старшинству. Способы разделения хлеба диктуются технологическими способностями приготовления теста. Хлеб из дрожжевого теста при разламывании крошится, поэтому его нарезали, а выпечку из пресного теста ломали.

До настоящего времени сохраняется правило полностью съедать взятый во время еды хлеб, т. к. оставшаяся сила, заключенная в нем, достанется тому, кто доест этот кусок.

Во многих поверьях и обрядах хлеб выступает в качестве магического оберега:
  • хлеб клали в колыбель ребенка от сглаза;
  • ружье, заряженное хлебом, не подвержено колдовству;
  • кусок хлеба, взятый в дорогу, сулил удачу;
  • охотники вечером «кормили» очаг на удачу.
Сакральный статус хлеба поддерживался правилами его выпекания. Женщина не должна выпекать в период регул, поскольку она становилась нечистой (пеж или сöс) – испеченный ею хлеб был опасен для человека. Чтобы избежать этой опасности, женщина должна была очиститься, пропустив через ворот рубашки горячие угли.

Источник публикации:
Чудова, Т. И. Традиционные поверья и запреты коми, связанные с пищей / Т. И. Чудова // Традиционная культура : научный альманах. - 2012. - № 2. – С. 105.

#библиотекиЭжвы
#Краеведение@cbsezhva
#ГодКультурногоНаследияНародовРоссии

Loading...