Илля лун / Ильин день
Весенне-летний обрядовый календарный цикл завершался в Ильин день, день Ильи-пророка (20 июля ст.ст.). С этого дня начиналась уборка хлебов и снимался ряд запретов, действовавших во время их созревания. У коми до Ильина дня запрещалось играть на народных духовых инструментах. Если ребенок случайно свистнет, ему говорили: «Не Ильин день, что шумишь? Свистишь – хлеб замерзнет».
В Ильин же день в коми селениях все дети поголовно делали себе свистульки, дудки и с утра до вечера свистели в них. Не отставала от них и молодежь. Не случайно этот праздник назывался «чипсасян, пöлясян лун» (день свистенья, дуденья).
Считалось, что в ведении Ильи находится небесная влага. Он может наслать засуху или, напротив, ливневые дожди, град. Илья - грозный хозяин грома и молний. По народным представлениям коми во время грозы грозный пророк ездит по облакам в своей огненной колеснице на вороных конях.
Существовало убеждение, что Илья вообще любитель ездить на лошадях, поэтому, чтобы отдать пророку честь и почёт, в печорских селениях в Ильин день устраивали конские выезды. И молодежь, и старики верхом на лошадях с песнями разъезжали по улицам, нередко, лошадей до 10 человек в ряд.
У удорских коми-зырян Илья-пророк считался защитником скота от медведей. В то же время существовало поверье, что если пойти в Ильин день в лес, то задерёт медведь. В селе Чупрово Илью-пророка праздновали три дня. Существует легенда, что некогда именно в этот праздник случилось массовое нашествие медведей на скот, избавиться от которого удалось лишь с помощью крёстного хода с иконами пророка. Благодарные за это жители села и постановили праздновать Ильин день три дня.
У коми оленеводов в этот день проводился традиционный сбор в установленном месте, устраивались оленьи гонки, праздничное застолье, а потом они начинали двигаться на юг, в районы зимовки.
Во многих коми селениях в благодарность за будущий урожай Илье-пророку приносили в жертву скот. Мясо быков, коров и телят готовилось в общих котлах и после освящения его священником коллективно поедалось.
О том, что Ильин день являлся рубежом в народном хозяйственном календаре, говорит коми-зырянская примета: «Петровский дождь засуху поправит, а Ильинский дождь не поправит».
По народным представлениям, Ильин день стоял на рубеже лета и осени. Говорили даже, что «В Ильин день до обеда лето, а после обеда осень». Поэтому по погоде в этот день определяли характер наступающей осенней поры: «В Ильин день - хорошая погода, осень хорошая». С Ильина дня переставали купаться.
Источники публикации:
- Традиционная культура народа коми. - Сыктывкар, 1994. – С. 193-194.
- Мифология Коми : энциклопедия уральских мифологий, Т. 1. - Москва ; Сыктывкар, 1999. – 479 с.
#библиотекиЭжвы
#Краеведение@cbsezhva
#ГодКультурногоНаследияНародовРоссии