«Глухарей приносящий родился…»
Новорожденного мальчика напутствовали в жизнь, как на охотничью тропу, указывая в качестве образца для подражания кого-либо из старшего поколения в обращении к нему с благожеланием: «Ыджыд ай мында сям сет кыйсьыны» («Столько, как деду, дай умения охотиться»).
Приобщаться к профессиональной охотничьей культуре коми мальчик приступал, едва начав понимать речь окружающих. Даже нос ребенку вытирали под приговорку с промысловой тематикой: «Учи-кычи мыччысяс, вит пон тшапкас» («Ласка выглянет, пять собак тут же схватят»).
Прививая уважение к промысловикам, подчеркивая престижность охоты, ребенку колыбельную пели: «Баю-бай, отец твой в лес ушел белок-рябчиков ловить, лисиц-зайцев стрелять», в песнях предрекали охотничью судьбу: «Как дед, будешь добытчик, одним выстрелом птицу роняющий!»
Мальчики 9-12 лет первый промысловый опыт приобретали, обхаживая свои промысловые путики вблизи поселений. Силками ловили боровую дичь и куропаток, петлями, капканами и ловчими ямами – зайцев, проходя за день пешком или на лыжах несколько десятки километров.
14-летнего подростка, проявившего себя в ближней охоте, могли взять в охотничью артель. К «сынам артели» относились мягко, но требовательно. Юноша учился выживать в тайге, налаживанию отношений с лесом, для чего надо было знание этических норм и правил.
Источник:
Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми в 3-х томах. Т. 2. – Сыктывкар, 2020. – С. 47.
#библиотекиЭжвы
#Краеведение@cbsezhva
#ГодКультурногоНаследияНародовРоссии