Святки
Январь 7, 2022
Количество просмотров: 158
Святки – красочные и радостные празднества, включающие в себя как христианскую символику, так и древние обряды, связанные с началом солнечного года.
Сочельник находится как бы награни поста и праздника Рождества. В этот день по церковным канонам, требуется особо строгое соблюдение поста. Рекомендуемой верующим ритуальной едой является кутья – рисовая каша с медом и изюмом. И сочиво – зерна пшеницы, размоченные в воде.
У коми тоже было принято приготовлять в сочельник блюдо из ячменных вычищенных зерен (т.е., собственно говоря, сочиво), хотя сам этот день называли в народе «КУТТЯ ЛУН» (день кутьи). Иногда «куття» называли и весь святочный период.
Хозяйственные работы в сочельник у коми не воспрещались, но в большинстве домов в этот день не столько работали по хозяйству, сколько были заняты подготовкой к празднованию Рождества. У удорских коми в Сочельник варили в немалом количестве домашнее пиво (сур), поэтому он считался пивным праздником и назывался «Медес».
Молодежь и дети готовились славить Рождество Христово, готовили звезду. В первой половине дня по селам и деревням ходили группы мальчиков, возраст которых не превышал 13-14 лет. Дети обходили только родственников. Ребята носили с собой желтую соломенную или тряпичную звезду. Иногда внутрь звезды вставляли горящую свечу. В других случаях звезду закрепляли так, что она свободно вращалась на ветру.
Хозяева всегда приглашали мальчиков зайти в дом. Зайдя в дом, ребята спрашивали разрешения «Христа Спасителя прославить». Получив разрешение, они исполняли духовные песни, тропари, повествующие о рождении Иисуса. Взрослые дарили юным исполнителям картофельные шаньги, пироги, другую выпечку, мелкие деньги. В Троицке-Печорске, Покче и некоторых других печорских селениях мальчиков награждали кедровыми орехами. Все полученные подарки ребята делили поровну.
Был известен у коми и обряд колядования (рытъя сьылöм), который отличался от славления со звездой прежде всего тем, что хвалебные песни исполнялись уже в честь хозяина. Колядники наряжались в маски, маскарадные костюмы, плясали и славили хозяина с его домочадцами, спрашивали при этом, узнают их или нет.
Источник публикации:
Несанелис, Д. Раскачаем мы ходкую качель. – Сыктывкар, 1994. – С. 52-53.
#библиотекиЭжвы
#Краеведение@cbsezhva
Сочельник находится как бы награни поста и праздника Рождества. В этот день по церковным канонам, требуется особо строгое соблюдение поста. Рекомендуемой верующим ритуальной едой является кутья – рисовая каша с медом и изюмом. И сочиво – зерна пшеницы, размоченные в воде.
У коми тоже было принято приготовлять в сочельник блюдо из ячменных вычищенных зерен (т.е., собственно говоря, сочиво), хотя сам этот день называли в народе «КУТТЯ ЛУН» (день кутьи). Иногда «куття» называли и весь святочный период.
Хозяйственные работы в сочельник у коми не воспрещались, но в большинстве домов в этот день не столько работали по хозяйству, сколько были заняты подготовкой к празднованию Рождества. У удорских коми в Сочельник варили в немалом количестве домашнее пиво (сур), поэтому он считался пивным праздником и назывался «Медес».
Молодежь и дети готовились славить Рождество Христово, готовили звезду. В первой половине дня по селам и деревням ходили группы мальчиков, возраст которых не превышал 13-14 лет. Дети обходили только родственников. Ребята носили с собой желтую соломенную или тряпичную звезду. Иногда внутрь звезды вставляли горящую свечу. В других случаях звезду закрепляли так, что она свободно вращалась на ветру.
Хозяева всегда приглашали мальчиков зайти в дом. Зайдя в дом, ребята спрашивали разрешения «Христа Спасителя прославить». Получив разрешение, они исполняли духовные песни, тропари, повествующие о рождении Иисуса. Взрослые дарили юным исполнителям картофельные шаньги, пироги, другую выпечку, мелкие деньги. В Троицке-Печорске, Покче и некоторых других печорских селениях мальчиков награждали кедровыми орехами. Все полученные подарки ребята делили поровну.
Был известен у коми и обряд колядования (рытъя сьылöм), который отличался от славления со звездой прежде всего тем, что хвалебные песни исполнялись уже в честь хозяина. Колядники наряжались в маски, маскарадные костюмы, плясали и славили хозяина с его домочадцами, спрашивали при этом, узнают их или нет.
Источник публикации:
Несанелис, Д. Раскачаем мы ходкую качель. – Сыктывкар, 1994. – С. 52-53.
#библиотекиЭжвы
#Краеведение@cbsezhva