167021, Республика Коми, г. Сыктывкар,
пр-т Бумажников, д. 36
+7 (821) 262-1739,+7 (821) 262-3329
chi-zal@yandex.ru
(отдел обслуживания),
svetoch5@yandex.ru (директор)

Вöнь / Пояс

  

У многих народов были распространены представления об особой сакральной значимости пояса, как элемента традиционной одежды. Он воспринимался как отличительный признак людей среднего мира, гарант благополучия и стабильности их жизни. Представляя собой замкнутую окружность, пояс семантически соответствовал магическому кругу, ограничивая и оберегая носящего его от воздействия враждебных сил.

На ребенка пояс одевали, как только у него начинали прорезаться зубы. До появления зубов дети считались еще не приобщенными к миру людей, находящимися в промежуточном состоянии бытие/ небытие, и для их защиты от злых духов употреблялись другие обереги.

Дети, по представлениям народов коми, наиболее подвержены порче и сглазу. Если в дом неожиданно заходил посторонний мужчина, на всех мальчиках должны были быть надеты пояса. Если же кто-либо из них оказывался неподпоясанным, то сразу же после ухода посетителя мать ребенка осуществляла ряд предохранительно-очистительных магических действий. Она тщательно обмывала ручку двери, обстругивала углы стола и поверхность лавки, за которые брался руками гость. Соскобленные стружки очищались дымом и огнем.

До недавнего времени никто из коми не выходил из дома на улицу без пояса, в некоторых селениях это обыкновение сохраняется и сейчас. Особенно боялись оказаться без пояса беременные женщины, многие из них начинали носить пояс своего мужа, считая его более сильным оберегом. Им не рекомендовалось снимать пояс даже на ночь, чтобы не снились кошмары («не давил домовой»). Некоторые беременные для сохранения плода от порчи дополнительно опоясывались на голое тело черной шерстяной ниткой.

Дополнительный оберег, нин вöнь (лыковый пояс), надеваемый на голое тело, носили некоторые удорские коми-зырянские охотники. Сысольские коми-зыряне надевали лыковый пояс, отправляясь в дальнюю опасную дорогу, например, на войну. У коми-пермяков таким же поясом опоясывали невесту при снаряжении ее под венец. У сысольских и ижемских коми-зырян для молодых, отправляющихся под венец, полагались специальные пояса, связанные так же, как рыболовные сети, со множеством узелков.

У удорских коми-зырян, чтобы овцы в летнее время не отбивались от дома, у них «крали след», завязывали его в узелок и носили в поясе. Делали это весной, когда овцы в первый раз выгонялись из хлева на пастьбу, расстилая пояс на пороге, через который овцы должны были перешагнуть при выходе.

В Помоздинском погосте на верхней Вычегде существовал интересный обряд, связанный с венчанием: перед аналоем протягивали чер-вöнь (шерстяной шнурок, которым подвязывали обувь); венчающиеся должны были переступить через чер-вöнь, после чего считались уже неразлучными; до этого невесту от жениха мог увести бывший возлюбленный девушки и тем самым отменить свадьбу.

Восприятие орнамента на одежде как сильного оберега универсально. У коми-зырян и коми-пермяков на тканых поясах в орнаменте доминировала солярная символика (ромбы, кресты с изогнутыми концами, свастики), которая, несомненно, усиливала их охранительную семантику.

Источник публикации:
- Мифология Коми : энциклопедия уральских мифологий, Т. 1. - Москва ; Сыктывкар, 1999. – 479 с.

#библиотекиЭжвы
#Краеведение@cbsezhva
#ГодКультурногоНаследияНародовРоссии
Loading...