167021, Республика Коми, г. Сыктывкар,
пр-т Бумажников, д. 36
+7 (821) 262-1739,+7 (821) 262-3329
chi-zal@yandex.ru
(отдел обслуживания),
svetoch5@yandex.ru (директор)

Традиции пижемской росписи



Одна из древнейших росписей русского Севера – пижемская. Наверное, многие слышали о деревянных ложках, которые местным мастерам удавались особенно хорошо.

Известно это древнее творческое самобытное направление с 17 века.

Центром графической росписи стала северная речка Печора, а также ее притоки Цильма и Пижма (отсюда и название промысла). Староверы, которые устремлялись на эти земли, были переписчиками книг, и светских, и религиозных. Эти книга умельцы украшали красивыми заставками, рисунками и буквицами.

А потом часть мастеров принялась за роспись деревянных ложек и иной домашней утвари (кроме прялок – их вотчиной была Мезень). Именно рукописная традиция старообрядцев сказалась на том, какой стала пижемская роспись. Культурологи могут привести огромное количество примеров параллели культовых пижемских узоров и заставок древних книг.

Печора – знакомый исследователям исторический оплот старообрядческой традиции. Здесь жили династии переписчиков, имена которых знала вся округа. Их заслуга в том, что появилась пижемская роспись. И сегодня эту стезю продолжают художники: и профессионалы, и любители. По сей день в их кругу появляются поводы для новых творческих споров. Например, о том, насколько допустимо в пижемской росписи по дереву включать авторские элементы.
Пижемская роспись и выразительная, и познавательная, и информативная.

Исследователи говорят, что у пижемской росписи есть особенная аура. И ее нужно уметь читать, расшифровывать ее послания, чтобы трогала роспись не только глаз, но и сердце.



Расписывали пижемские изделия акварельными красками. Использовали художники черный, желтый, красный и зеленый цвета.

Основным рисунком промысла был геометрический орнамент. И это одно из главных отличий пижемской росписи от других северных направлений.
Орнамент выполнялся черной краской, для этого могли смешать сажу и смолу лиственницы. Черный орнамент состоял из крестов, ромбов, точек и других элементов. А вот красный и зеленый цвета, хоть и присутствовали в общем рисунке, но использовались фрагментарно, очень дозированно.

Пижемская роспись проста, ее постигнуть может даже ребенок. Кажется, что оформившийся на русском Севере художественный стиль обходится бесхитростными элементами – кружочками, завитушками, звездочками, ромбиками. Но занимались росписью глубоко верующие мастера, потому символизм делает ее декоративную «перекличку» деталей более осмысленной.

Символизм направления:
  • кресты считались символом тепла, солнца и мужского начала;
  • звезда же обозначала женское начало;
  • прямая линия – это небесная и земная твердь;
  • ромб – земной знак, точки – семена.
pizhemskaya-rospis

Например, ромб, разделявшийся крестом с росточками на краях, считался символом изобилия, плодородия. Потому его рисовали на дне той же ложки, и такой подарок молодой семье был еще и добрым напутствием.

Важно! В ту пору верили, что незнание законов может повлечь гнев со стороны природы. Человек, который рисовал эти символы на деревянных изделиях, пытался таким образом защитить себя. Это значит, что символы служили не просто декором, но и оберегом.

Простой на взгляд искушенного зрителя узор был посланием самой природе, мирозданию. Оттого нельзя считать народное творчество незатейливым, упрощенным, доступным каждому. Повторить эти элементы так или иначе смогут многие, а вот вложить в них тот же сакральный смысл под силу далеко не всем.

Изучая народные промыслы, мы не просто прикасаемся к творчеству предков, но и сохраняем их мудрые и всегда актуальные философские послания.

Источник: Детская библиотека Шондi войт

#шондiвойт@cbsezhva
#ГодКультурногоНаследияНародовРоссии
#библиотекиЭжвы
Loading...