Таинственные пищевые запреты коми
В системе питания у коми наблюдаются предпочтения и запреты на продуктовое сырье.
Мясо пушных животных в пищу не употребляли, его отдавали собакам. На рубеже ⅩⅠⅩ - ⅩⅩ вв. медвежатину, несмотря на ее приятный вкус, зыряне не включали в рацион питания, считая ее поганой. Медведь считался воплощением лесного духа (вöрса).
К числу нечистых животных относились и зайцы. Однако в некоторых районах зайчатину можно было употреблять в пищу.
Сысольские коми объясняют включение зайчатины в рацион питания так: «Уна гыжьяыс ош яй, кань яй, пон яй оз сёйны, но кöч-тö енмыс пасйöма, сⅰйöс позьö сёйны» («С когтями мясо медведя, кошки, собаки не едят, но бог зайцу дал отметку на ушах, его можно кушать»).
К числу нечистых животных относили и лошадь, поэтому конину ели в исключительных случаях, а мясо жеребят в пищу не употребляют вовсе.
Из птиц по разным мотивам не употребляли в пищу голубей, галок, воробьев, ворон, стрижей и кукушек.
В традициях коми наблюдается двойственное отношение к мясу лебедя.
На свадебном столе северной группы коми – ижемцев – непременно должен был быть лебедь, приготовленный целиком: брат матери невесты либо ее крестный делил его на кусочки и подавал каждому участнику обрядового застолья. Исключительность этого блюда была призвана подчеркнуть значимость свадебного застолья. Однако употреблять мясо лебедя в другие дни строго запрещалось.
По представлениям сысольских коми, убийство лебедя непременно приведет к потере супруга, поэтому мясо лебедя никогда не включали в меню.
Источник публикации:
Чудова, Т. И. Традиционные поверья и запреты коми, связанные с пищей / Т. И. Чудова // Традиционная культура : научный альманах. - 2012. - № 2. – С. 106.
#библиотекиЭжвы
#библиотека_нового_поколения_Светоч@cbsezhva