167021, Республика Коми, г. Сыктывкар,
пр-т Бумажников, д. 36
+7 (821) 262-1739,+7 (821) 262-3329
chi-zal@yandex.ru
(отдел обслуживания),
svetoch5@yandex.ru (директор)

Сов / Соль

  

По представлениям коми соль - одно из наиболее действенных магических средств.

  • Наиболее сильным магическим средством считалась соль, оставленная на год со страстного четверга в божнице.
  • Соль широко применялась в качестве оберега от нечистой силы, средства от болезней и порчи.
  • Выстрелом соли из ружья можно было избавиться от бесов так же, как от лешего - предложением отведать круто посоленной пищи.
  • Соль вместе со смолой-живицей зашивали в ладанку, которую носили рядом с нательным крестом.
  • Показывая в первый раз или чужим людям ребёнка, на его юр лöман «родничок» также сыпали соль. Во избежание порчи посыпали солью голову и взрослым, которые собирались встретиться с колдуном или даже просто побывать при большом стечении народа.
  • Отдавая чужим людям молоко, коми-зырянские хозяйки до сих пор щедро солят его, крест-накрест кидая соль в посуду с молоком. Свадебный поезд или уводимую со двора корову обсыпали, во избежание порчи.
  • Удорские коми-зыряне, чтобы остановить кровь, произносили «вир - топ, яй – топ» («кровь сомкнута, мясо сомкнуто»), после чего плевали на пол и сыпали в рану соль.

Особенно действенным считалось у коми сочетание нянь-сов («хлеба с солью»). Уже само выражение нянь-сов у коми является не только приглашением в гости, но и пожеланием счастья, безбедного существования, здоровья и полноты жизни.

Купленную или приобретённую корову хозяйки кормили из рук хлебом с солью, накинув предварительно на спину корове свой пояс. Хлеб, соль и молоко давали больной корове.
По представлениям коми-зырян хлеб и соль соединяются на пашне: «Хлеб добыть, надо землю солью полить». Читая нимкыв («заговор») на хлеб, колдуны крестообразно надрезали буханку и сыпали в надрез соль.

С другой стороны отношение к соли было достаточно двойственным: гулящему супругу жена тайком посыпала голову солью, чтобы вернуть в семью; и наоборот, желающий разлучить невесту с женихом, во время пира незаметно оставлял между ними щепотку соли.
Рассыпать соль считалось дурным знаком, в таких случаях следовало щепотку кинуть не глядя через левое плечо, а ещё лучше - в огонь произнеся при этом: «Биö» («В огонь»).
Соль в хозяйстве коми, пожалуй, была единственной вещью, которую не отдавали взаймы, т.к. считалось, что вместе с солью уходит счастье (шуд), через одолженную соль могут испортить и т.д.

На высокий статус соли в представлениях коми указывает и традиционное изготовление солонки (Сов доз, соландöг) в виде мифологической Пра-Матери, утки. Солонка была неотъемлемым атрибутом свадебного обряда коми, часто входила в число предметов приданого, и всегда - в число подарков.

Источник публикации:
Мифология Коми : энциклопедия уральских мифологий, Т. 1. - Москва ; Сыктывкар : ДиК, 1999. - С. 345.

#библиотекиЭжвы
#Краеведение@cbsezhva
#ГодКультурногоНаследияНародовРоссии