Сир / Щука
Согласно коми-зырянским этиологическим мифам, щука была создана Омöлем, но Ен вставил ей в голову крестообразную кость, после чего щука стала считаться его творением, а людям стало можно ловить её и есть. Некогда щука и язи вели войну между собой, стреляя друг в друга из луков. Язи стреляли щуке в голову, а щука - язям в хвост, поэтому у щуки много костей у головы, а у язей - около хвоста.
В традиционном мировоззрении коми щуке отводилось особое место среди остальных представителей ихтиофауны. Крупных старых щук часто принимали за живое воплощение водяных духов, особенно если они стояли в воде головой по течению, а не против, как обычно стоят рыбы. Таких щук остерегались бить острогой, так как верили, что они в силах обратить острогу против самого рыбака.
В коми-зырянских легендах говорится о способностях щуки превращаться в человека. Сильные колдуны (тун), напротив, сами могли превращаться в щуку. В то же время, челюсти щуки считались одним из наиболее действенных амулетов-оберегов от воздействия колдовских чар, т. е. на щуку власть колдуна не распространялась.
Могучий колдун Тунныръяк, который умел путешествовать под водой, был вынужден выходить из нее у устья реки Кулом, так как там стояла необыкновенно большая щука.
Коми-зырянские рыбаки не разрешали женщинам есть голову щуки.
Рыбаки сохраняли челюсти или целые черепа щуки и брали их с собой на рыбную ловлю.
В сельском быту зубы щуки считались лучшим средством, облегчающим роды у коров. Их при отёле сжигали с можжевельником и окуривали этим дымом, произнося заговор, корову и новорожденного телёнка, «чтобы рос здоровым».
При желтухе народная медицина рекомендовала поймать щуку и смотреть на неё больному некоторое время, после чего щуку живой отпускали в воду, чтобы она унесла с собой болезнь.
В ночь на Великий Четверг на Страстной неделе, когда, как считалось, активизируется всевозможная нечистая сила, многие домохозяева для защиты от неё укрепляли челюсти щуки над дверями или около косяка.
Оберег - сушеную щучью голову можно и сегодня увидеть во многих домах и музеях. Голова и зубы щуки защищают жилище и его хозяев от колдунов.
Источник публикации:
- Мифология Коми : энциклопедия уральских мифологий, Т. 1. - Москва ; Сыктывкар, 1999. – 479 с.
#библиотекиЭжвы
#Краеведение@cbsezhva
#ГодКультурногоНаследияНародовРоссии