167021, Республика Коми, г. Сыктывкар,
пр-т Бумажников, д. 36
+7 (821) 262-1739,+7 (821) 262-3329
chi-zal@yandex.ru
(отдел обслуживания),
svetoch5@yandex.ru (директор)

Правила приема пищи и поведения за столом в традиционной культуре коми (зырян)



Для коми (зырян) характерно трехразовое питание. Первый прием пищи происходил рано утром, в 5-6 часов утра, назывался «öбед» или «асъянур» (букв. утренняя пища). Обед, называемый «пажин», был в 12-13 часов дня, третий прием пищи, определяемый как «ужин» или «рытъянур» (букв. вечерняя пища), приурочивался к 16-17 часам.

Сервировку будничного стола, как, впрочем, и праздничного, осуществляла хозяйка дома, но распорядителем за столом выступал хозяин. Трапеза состояла из нескольких блюд, подача горячей пищи была обязательна при каждом приеме. Супы ели деревянной ложкой, мясные и рыбные блюда — руками или вилкой из кости животных.

Стол для будничной трапезы накрывали скатертью из пестряди, реже принятие пищи могло проходить за столом, не покрытым скатертью. До начала еды на стол клали ложки, выпечку, которую выкладывали прямо на стол или на специальную деревянную тарелку. Строго следили за количественным соответствием участников застолья и ложек. Бытовала примета, что лишняя ложка – лишний рот в доме или за стол сядет нечистая сила.

В традиционной культуре коми (зырян) преобладает домашний (семейный) тип питания. Совместный прием пищи рассматривался как важный объединяющий фактор семьи, поэтому ели все вместе, игнорирование общей трапезы или опоздание на нее не приветствовалось. Отсутствие кого-либо из членов семьи за общим столом было возможно только в исключительных случаях, когда человек находился в отъезде, например, на промысле. Прием пищи членами одной семьи в разное время рассматривался как акт разрыва семейных уз, что расценивалось негативно.

Порядок принятия пищи имел четкую регламентацию. Так, хозяин дома усаживался на лавку в Красном углу у внешнего угла стола, но никогда не занимал сам угол, т.к. это место в народной культуре ассоциировалось с местом Бога за столом.
Хозяйка занимала место за столом, конец которого ближе всего располагался к печи, на приставном табурете. Все остальные члены семьи рассаживались вокруг стола на лавках. Места, расположенные ближе к Красному углу, занимали взрослые дети. Порядок размещения членов семьи за столом был постоянным. Передвижения сотрапезников во время приема пищи расценивались негативно. Считалось, что у того, кто обойдет стол во время еды, будет большая семья, которую трудно будет прокормить.

В традициях коми (зырян) была характерной строгая очередность подачи блюд. После того, как все члены семьи рассаживались по своим местам, хозяйка подавала первое горячее блюдо в общей тарелке. Трапезу начинали только после того, как хозяйка сядет за стол. Право первой ложки принадлежало хозяину дома. И только после этого все члены семьи приступали к приему пищи. Каждый член семьи поочередно брал пищу из общей тарелки. Смену блюд осуществляла хозяйка и только после того, как тарелка оказывалась пустой.

В больших семьях прием пищи осуществлялся посменно, маленьких детей кормили отдельно после работников, а контроль их поведения осуществляла бабушка. Детей учили правилам поведения за столом следующим образом: «…с детьми сидит бабушка с вицей <в руке>. По очереди хлебают из чаши и ждут самых маленьких, до тех пор нельзя <брать еду>, пока маленькие не скушают из своей ложки».

Поведение за столом строго контролировалось, а нарушение застольного этикета наказывалось. Во время приема пищи не разрешалось разговаривать, болтать ногами, стучать ложкой по столу, класть локти на стол. Но имелось исключение - подросток, впервые участвовавший в пахоте, имел право класть локоть левой руки на стол. Участник трапезы, нарушивший правила поведения за столом, получал от хозяина дома ложкой по лбу.

Нужно особо подчеркнуть, что только хозяин дома имел право постоянно держать ложку в руке во время еды, другие члены застолья клали ложку на стол после каждого зачерпывания пищи - ее можно было класть на стол только вверх донышком. Ели пищу, зачерпнув ее со своего края, еда с чужого края не приветствовалась. Ложку нельзя было класть на край общей тарелки, т.к. полагали, что по ней как по мосту может проникнуть нечистая сила. Тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым.

При употреблении жидкой пищи, чтобы не разливать на стол содержимое ложки, под нее подставляли хлеб.

Существовали определенные правила потребления мясного супа - вначале съедали бульон, а затем мясо. Несмотря на различия в способе потребления мясного супа у разных этнографических групп зырян, разрешение на потребление мяса подавал хозяин дома, вербально или ударяя ложкой по краю общей тарелки.

Нож приносили на стол только в случае необходимости. Оставленный нож на столе, по народным представлениям, может привести к ссоре в семье. Его никогда не клали на тарелку, а только на стол. Нож нельзя было облизывать – тот, кто облизывает нож, будет злым (скöр лоас)

На второе обычно подавали каши. В постные дни кашу ели с растительным маслом, в скоромные — с молоком и сливочным маслом или с животным салом.

Посуду со стола убирали сразу же после еды. Стол содержали в чистоте. В течение дня на столе могли держать хлеб и соль, что ассоциировалось с достатком в семье.

#библиотекиЭжвы
#Краеведение@cbsezhva
#ГодКультурногоНаследияНародовРоссии
Loading...