167021, Республика Коми, г. Сыктывкар,
пр-т Бумажников, д. 36
+7 (821) 262-1739,+7 (821) 262-3329
chi-zal@yandex.ru
(отдел обслуживания),
svetoch5@yandex.ru (директор)

Пöлöзнича / Василёк



Пöлöзнича в коми мифологии - дух-хозяйка цветущего ржаного поля.

Коми-зыряне называют василёк — цветок, растущий в посевах ржи, засоряющий и иногда даже забивающий их, — пӧлӧзнича син или пӧлудь син, то есть «глаз полудницы».
Название происходит от имени аналогичного русского персонажа — полудницы: пӧлӧзнича, пӧлӧзьнича, пӧлёзничи, пӧлэзнича, пӧлуднича, пӧлудьнича. Верхневычегодцы называли персонажа усечённо пӧлудь, пӧлудь-айка (от айка - «хозяин, муж»), Сю Паладь (буквально «Хлебная Пелагея» или «Пелагея-житница», от сю - «хлеб в колосьях, жито, рожь» + Паладь - «Пелагея, Пелагия»). Печорцы называли сю пӧлудь, нижневычегодцы говорили бируллю баб («васильковая баба»).

У коми-зырян и коми-пермяков Пöлöзничу преимущественно представляли в виде молодой женщины в одежде и платке зеленого цвета, в соломенных лаптях, с глазами голубого цвета, как васильки. Зыряне представляли также её в белой льняной одежде. В современной повседневной речи Сю Паладь предстаёт неопрятной старухой в лохмотьях, говорят: «Что оделась как Сю Паладь? Везде лоскутья торчат, исподнее с верхней одеждой перемешались».

Утверждалось, что полудница живёт во ржи и охраняет её. В период цветения этого злака, в полдень, она расхаживает по межам. Полудница может нести борону или калёную сковороду.

Полдень, как и период летнего солнцестояния, считались переходным временем, в которое активизируются потусторонние существа. Народные представления запрещали выходить в это время в поле, на межи, чтобы уберечься от неё и не навредить посевам. Зыряне (сысольцы, вычегодцы), опасаясь её наказания, не трогали рожь до Ильина дня, 20 июля (2 августа), — дня начала жатвы. Считалось, что от полудницы, как от хранительницы цветущей ржи, зависит урожай хлеба. У них зафиксировано также представление, что она сидит в земле и ровно в полдень выходит из неё, чтобы поесть.

Во второй половине XIX века у коми к полудню стихали все разговоры, крик, шум, песни, игра на музыкальных инструментах, запрещалось свистеть. Детей загоняли в избу и велели сидеть молча. Прекращалась вся работа. Даже взрослые мужчины бросали свои занятия, особенно на открытом месте и шли в дом. Наглухо запирали и закрывали кошмами (войлочный ковёр из овечьей шерсти) или ставнями окна. Все шли в полог (вöн) и лежали тихо или спали. Также в период цветения ржи было запрещено курить вблизи поля, рвать во время цветения ржи, чтобы не вызвать грозу и град, трогать колосья голыми руками, стирать бельё, колотить и белить холсты.

Ещё в 1970-е годы, даже в местностях, где прекратили выращивать зерновые, верхневычегодцы в шутку говорили: «Ты у Хлебной Пелагеи все глаза пообрывала. Не боишься, что Илья Великий по голове железной палицей стукнет?».

По сведениям исследователя верований коми-зырян В.В. Кандинского, уже в конце ХIХ века взрослым населением Коми края вера в Пöлöзнича была практически утрачена, верили в ее существование только дети.

Источник публикации:
Мифология Коми : энциклопедия уральских мифологий, Т. 1. - Москва ; Сыктывкар : ДиК, 1999. – 479 с.

#библиотекиЭжвы
#Краеведение@cbsezhva
#ГодКультурногоНаследияНародовРоссии
Loading...