Дар «хозяину поля» и ритуальная каша
В сельскохозяйственной обрядности народов коми особо выделялись начало жатвы. Начиная жатву, первый сноп делали поменьше и оставляли его в поле до завершения уборки. На последней полосе было принято оставлять пучок несжатого хлеба - в дар «хозяину поля». Аналогичный обычай был у русских и украинских земледельцев, которые оставляли несжатый пучок «на бородку Волосу» - древнему славянскому божеству.
Завершая жатву и завязывая последний сноп, женщины произносили заговор-пожелание: «Поле сжалось, перетаскивайся (зерно) в сусек». У вымских и сысольских коми последний сноп не обмолачивали, а вешали в амбаре для хранения зерна, где он и находился вплоть до начала весеннего сева. Перед севом зерно из этого снопа смешивали с остальными семенами.
У русских тоже зерно из последнего («именинного») снопа считалось обладающим особой продуцирующей силой, и его обязательно добавляли в зерно для посева.
Из зерна нового урожая в честь окончания уборки повсеместно у коми было принято готовить ритуальную еду - кашу из ячменной крупы или толокна на масле. На Сысоле и Вычегде эта ритуальная каша называлась «чомöр», на Выми – «вöрöк чукöр», «сук рок», «паневой»; у ижемцев – «саламат». На Удоре ее обязательно благословляли серпом, поэтому она называлась «чарла рок» («каша серпа»).
У нижневычегодских коми обрядовое кушанье из творога с толокном, приготовленное по поводу завершения жатвы, называлось «клюпа».
В прежние времена ритуальная каша в честь нового урожая у коми варилась и съедалась на поле коллективно, причем обязательно оставлялась доля «родителям» - умершим родичам, от которых, по народным верованиям, зависели во многом плодородие полей и успех в хозяйственных делах.
Источник публикации:
Традиционная культура народа коми : этнографические очерки / ред. П. М. Столповский. - Сыктывкар, 1994. – 270 с.
#библиотекиЭжвы
#Краеведение@cbsezhva
#100летРеспубликеКоми@cbsezhva
#Коми100 #100лицаКомиКультура
#Светоч@cbsezhva