Челюсти щуки защищают жилище и его хозяев от колдунов
Все рыбы, по традиционным воззрениям коми, были созданы злым духом Омöлем, но Бог (Ен) видоизменил их, и они стали считаться его творением, а людям было разрешено употреблять их в пищу. Тем не менее, в рацион питания раньше включались не все виды рыбы.
На верхней Вычегде щуку в пищу не употребляли, считая ее нечистой (поганой). Коми-зырянские рыбаки не разрешали женщинам есть голову щуки.
Одним из наиболее действенных амулетов-оберегов от воздействия колдовских чар считались челюсти щуки - голова и зубы щуки защищают жилище и его хозяев от колдунов.
Рыбаки сохраняли челюсти или целые черепа щуки и брали их с собой на рыбную ловлю.
В сельском быту зубы щуки считались лучшим средством, облегчающим роды у коров. Их при отёле сжигали с можжевельником и окуривали этим дымом, произнося заговор, корову и новорожденного телёнка, «чтобы рос здоровым».
При желтухе народная медицина рекомендовала поймать щуку и смотреть на неё больному некоторое время, после чего щуку живой отпускали в воду, чтобы она унесла с собой болезнь.
В ночь на Великий Четверг на Страстной неделе, когда, как считалось, активизируется всевозможная нечистая сила, многие домохозяева для защиты от неё укрепляли челюсти щуки над дверями или около косяка.
Сушеную щучью голову-оберег можно и сегодня увидеть во многих домах и музеях.
Рыбаки за живое воплощение духа воды (вакуль) принимали крупных старых щук, которых опасались бить острогой, т. к. верили, что дух воды может направить острогу против самого рыбака. Но и во время лова любой другой рыбы рыбаки соблюдали определенные нормы поведения:
- нельзя оскорблять рыбу,
- мять руками,
- отдавать собакам,
- позволять детям с ней играть.
Ижемские коми полагали, что во время еды нельзя разбрасывать рыбьи кости, иначе удача отвернется от рыбака.
Долгое время не включали в рацион питания стерлядь. Удорцы долгое время не ели миногу (юн), ошибочно принимая ее за змею. Сейчас эти виды рыб считаются деликатесом.
К сакральной форме поведения, связанной с началом промысла, относится и практика приготовления обрядового обеда из рыбы первого улова.
На Печоре из первой пойманной крупной рыбы готовили обед для всей артели. Особенностью его приготовления является то, что рыбу потрошили, обходясь без ножа, выдавливая внутренности рукой. Необычность этого способа разделки рыбы подчеркивает важность первой трапезы промыслового сезона. В традиционной культуре первый кусок приносился в жертву с тем, чтобы обеспечить благополучие.
Предлагаем рецепт щуки в томатном соусе с журналом «КП–АВИА».
Источники публикации:
- Чудова, Т. И. Традиционные поверья и запреты коми, связанные с пищей / Т. И. Чудова // Традиционная культура : научный альманах. - 2012. - № 2. – С. 107.
- Мифология Коми : энциклопедия уральских мифологий, Т. 1. - Москва ; Сыктывкар, 1999. – 479 с.
#библиотекиЭжвы
#Краеведение@cbsezhva
#библиотека_нового_поколения_Светоч@cbsezhva