167021, Республика Коми, г. Сыктывкар,
пр-т Бумажников, д. 36
+7 (821) 262-1739,+7 (821) 262-3329
chi-zal@yandex.ru
(отдел обслуживания),
svetoch5@yandex.ru (директор)
  1. Читателям
  2. Новости
  3. «А вы знаете, что…»

«А вы знаете, что…»

Июнь 28, 2022 Количество просмотров: 264
... писатель Иван Гончаров удивил всех знакомых, совершив кругосветное путешествие?

Это было похоже на анекдот: «Иван Александрович Гончаров собирается в кругосветное плавание!» Здесь полагалось смеяться. Иван Александрович, «принц де Лень», для которого даже переезд на другую квартиру был равносилен самоубийству, решил вдруг уподобиться отважным мореплавателям и обогнуть земной шар?

Однажды услышав, что вице-адмирал Е. В. Путятин «озабочен приисканием» секретаря, который мог бы описать морскую экспедицию к берегам Японии и Америки, Гончаров сразу же решил добиться этого места и преуспел! Так сорокалетний, уже известный к тому времени писатель осуществил мечту своего детства – отправиться в дальнее плавание.

Так сорокалетний, уже известный к тому времени писатель осуществил мечту своего детства — отправиться в дальнее плавание. Когда-то мальчишкой, начитавшись книг о кругосветных путешествиях, Гончаров прибегал домой с Волги в полной уверенности, что «видел море». «Ах, какая там большая, светлая вода прыгает на солнце! Какие большие корабли с парусами!» — делился он увиденным со своим крестным Николаем Николаевичем Трегубовым. Тот его понимал. Потому что был моряком, и, правду сказать, сам же и поселил в душе мальчика эти «видения».

И вот, спустя тридцать лет фантазии становились реальностью. А потому восторг Гончарова был неподделен: «Нет, не в Париж хочу я, — писал он, — не в Лондон, даже не в Италию…— хочу в Бразилию, в Индию, хочу туда, где солнце из камня вызывает жизнь и тут же рядом превращает в камень все, чего коснется своим огнем; где человек, как праотец наш, рвет несеянный плод, где рыщет лев, пресмыкается змей, где царствует вечное лето… где душно, страшно и обаятельно жить, где обессиленная фантазия немеет перед готовым созданием, где глаза не устанут смотреть, а сердце биться».

Фрегат «Паллада» под парусами. Акварель П.Панина

Но восторги восторгами, а плавание предстояло нешуточное. Как справиться обычному «сухопутному» человеку со всеми тяготами корабельной жизни, как преодолеть страх морской бездны, неустойчивость палубы, постоянную качку? Оказалось, легко. Морская болезнь, постоянно донимавшая и бывалых моряков, Гончарова не потревожила ни разу. Штормы и бури, хотя и вызывали некоторое беспокойство, по большей части оставляли писателя равнодушным. Красоты их он не признавал, а опасности — по неопытности и незнанию — не ведал. Cтрогий распорядок корабельной жизни экспедиции тоже почти не касался литературного секретаря.

Нет, конечно, неудобства были. При сильной качке тяжело писалось. «Одной рукой пишу, другой держусь за переборку; бюро лезет на меня, я лезу на стену…»

Перемены климата и перепады настроения тоже донимали, рождая, например, подобные жалобы: «Холод и лень одолевают совсем, особенно холод, и лень тоже особенно».

Но Иван Александрович оказался человеком мужественным. И со всеми трудностями справлялся стоически. Тем более что плавание дарило массу впечатлений, которые писатель не спеша и со вкусом переводил в слова. Так что к марту 1854 года «целый портфель» оказался «набитым» путевыми заметками, которые настоятельно просились в печать.

Первый очерк «Ликейские острова» был опубликован в журнале «Отечественные записки» — в четвертом номере за 1855
 год. 

Титульный лист первого издания книги «Фрегат «Паллада» (1858 г.)

К тому времени Гончаров уже вернулся в Санкт-Петербург. В дальнейшем очерки — главы будущей книги «Фрегат «Паллада» — печатались в самых разных журналах. А в 1858 году появилось, наконец, и отдельное издание книги.
Читатели приняли «Фрегат» с восторгом. По словам Д. И. Писарева, книга была встречена «с такой радостью, с какой редко встречают на Руси литературное произведение». Рецензенты наперебой хвалили автора, превознося то «живость и красоту изложения, свежесть содержания и художественную умеренность красок» (Н. А. Некрасов), то верность Гончарова «своему воззрению, своему краю, поэзии своего сердца, смыслу своего таланта» (А. В. Дружинин). А сам Иван Александрович, несколько обескураженный таким успехом, признавался: «Это единственная книга, которая, как роза без шипов, принесла мне самому много приятного или, лучше сказать, одно приятное, не причинив ни одного огорчения».

Источник: https://bibliogid.ru/

#библиотекиЭжвы
#АВыЗнаетеЧто@cbsezhva
Loading...