167021, Республика Коми, г. Сыктывкар,
пр-т Бумажников, д. 36
+7 (821) 262-1739,+7 (821) 262-3329
chi-zal@yandex.ru
(отдел обслуживания),
svetoch5@yandex.ru (директор)
  1. Читателям
  2. Новости
  3. «А вы знаете, что…»

«А вы знаете, что…»

Ноябрь 21, 2023 Количество просмотров: 20
...22 ноября 1941 года начала действовать Ледовая Дорога жизни?

В этот день по льду Ладожского озера прошли первые машины с продовольствием для блокадного Ленинграда.

«125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам» навсегда стали одним из символов блокады. Эта норма хлеба просуществовала чуть более месяца, оставив в сердцах ленинградцев глубокий незаживающий след. Если в начале блокады в своих дневниках, ознакомиться с которыми можно в электронной коллекции Президентской библиотеки «Память о Великой Победе», ленинградцы писали в основном о бомбардировках и артобстрелах, то вскоре страх перед бомбёжками оказался на втором плане. Главной стала тема голода. Рефреном в дневниках повторялась фраза «очень хочется есть». Как пишет в воспоминаниях «Два последних блокадных сухаря», опубликованных в книге «Блокадной памяти страницы» (2018), Зиновий Ханин, «самым ужасным бичом для ленинградцев стала пришедшая в город костлявая смерть, ежедневно забиравшая тысячи людей».

8 ноября 1941 года в Мюнхене Гитлер заявил: «Ленинграду придётся умереть голодной смертью…». 20 ноября в городе на Неве в пятый раз были сокращены нормы выдачи хлеба для населения – 250 граммов рабочим и 125 – служащим и иждивенцам. Последней надеждой на снабжение осаждённого города оставалась Ладога, но все отлично понимали, что рано или поздно судоходный путь придется закрыть из-за надвигающихся холодов. В октябре 1941 года начались работы по подготовке к строительству ледовой трассы через Ладожское озеро. По самому первому льду, сковавшему Ладогу в ноябре, сначала пошли упряжки лошадей с обозами, на которых в Ленинград везли мешки с мукой.

22 ноября на лёд вышла первая автомобильная колонна из 60 машин ГАЗ-АА. В тот день в Ленинград было доставлено 33 тонны продовольствия. На следующие сутки – только 19 тонн. Городу же даже при ничтожной норме 125 граммов хлеба на человека требовалось 500 тонн. «Столь незначительное количество доставленного продовольствия объяснялось хрупкостью льда», – писал Дмитрий Павлов, уполномоченный Государственного комитета обороны по обеспечению продовольствием Ленинграда и Ленинградского фронта в книге «Ленинград в блокаде» (1985), представленной в фонде Президентской библиотеки...»...

Эжвинский район тоже не остался в стороне. Здесь проживали и живут, работали и растили детей свидетели и участники тех далеких событий.

Больше информации в рубрике «Победе посвящается».


#библиотекиЭжвы
#АВыЗнаетеЧто@cbsezhva
#чтопочитать@cbsezhva