Койташ — место увеселения

zmurki2Койташ — место увеселения, танцульки, гулянка.

Едва ли не основной формой осенне-зимнего досуга подростков и молодежи были посиделки (вечерки, «ворсанін» – игрища). Посиделки проходили интересно, разнообразно и весело. Круг участников молодежных посиделок, приуроченных к праздничным или воскресным дням, ограничивался, как правило, незамужними девушками и холостыми юношами от 15-16 до 20-22 лет. Нередко посиделки устраивались в заброшенном доме или в доме одинокого человека, у вдовы.  Собирались в домах, хозяева которых имели репутации хороших рассказчиков. Чаще всего таковыми были мужчины преклонного возраста. Их репертуар включал волшебные сказки, былички, охотничьи рассказы. За право использовать помещение молодые люди приносили хозяину или хозяйке дрова, керосин, иногда сено для скота.

В деревнях праздничные молодежные посиделки, отличавшиеся особым весельем, называли «койташем».  Этимологический словарь коми языка определяет «койташ» как «место увеселения, танцульки, гулянка».  «Койт» — тетеревиный ток. Койташ проходил в доме подростков, родители которых временно отлучались в другие деревни к родственникам. Участники подросткового «койташа», особенно девочки, стремились не допускать участия в нем юношей старшего возраста.

zmurkiДевочки приходили в дом, выбранный для койташа, рано утром и наводили в нем порядок: тшательно перемывали полы, стены, мебель и посуду. После уборки девочки готовили шаньги из черной ржаной муки, картофеля и сметаны. Когда шаньги вынимались из печи, их смазывали маслом. Необходимые продукты участницы койташа приносили с собой.

Ближе к вечеру приходили ребята, иногда они приносили легкое домашнее пиво «сур». К их приходу девочки ставили самовар.

Во многих вычегодских и вымских селах и деревнях в меню койташа включало одно своеобразное и особо любимое блюдо, изготовлявшееся специально для этого случая. Оно называлось «выйдöм» — от «вый» -масло и «дöм»-конопля. Готовилось следующим образом: в высокую ступу –«гыр» складывались конопляные семечки, сушеные ягоды, изюм Все это разминалось и перемешивалось деревянной палкой. Получившуюся мягкую массу посыпали сахаром и выносили на холод. По вкусу он напоминал подсолнуховую халву.  Через несколько часов она застывала и была готова к употреблению. Его заносили в дом, разрезали на кусочки по количеству собравшихся и подавали на десерт.

После ужина начинались игры. Предпочтение отдавалось играм «жмурки» и «водящему в шубе».

Водящий в шубе

По считалке или жребию выбирали водящего, он садился на корточки в центре избы, а два игрока плотно закрывали его шубой. Ребята становились вокруг водящего.  Иногда живой круг превращался в хоровод. Один из играющих ударял водящего по голове, а тот старался угадать, кто это сделал. В случае правильного ответа водящий и ударивший менялись местами.

Жмурки; Слепой горань

С помощью считалки у определенного игрока платком завязывают глаза. Покрутив на месте, его спрашивают: «Вала, песла либӧ турунла?» («За водой, дровами или сеном?») или «Гораньӧй, гораньӧй! Кытчӧ мунан: чӧдла или озла?» («Горань, моя горань! Куда пойдёшь: за черникой или земляникой?») Независимо от выбранного ответа, его отталкивают в какую-либо сторону. После этого он начинает искать. Поймав игрока, водящему надо отгадать имя. Только после этого пойманный станет водящим. Во время вращения водящего можно приговаривать также следующие приговорки:

 

Шапка-тотарка,

Синъясыд куньса,

Колӧкӧ, кутав да эн жӧ нин аддзы!

Либӧ:

Гырйӧс кут,

Тоинӧс кут,

А менӧ эн кут!

 

Шапка-тотарка, закрыты,

Если хочешь, ищи,

Но только не поймаешь!

Или:

Ступу лови,

Пест лови,

А меня не лови!

 

Койташ заканчивался тогда, когда заканчивались игры, девочки расходились в печной угол, а мальчики — в красный угол. Они договаривались о том, кому из них с кем из девочек предстоит образовать пару. Затем направлялись к печи или передавали девочкам записки, либо излагали свои намерения с помощью жестов. В случае согласия девочки или молодой девушки образовать пару, выбравший ее мальчик или юноша подходил к своей избраннице и садился к ней на колени. Через некоторое время они менялись местами. В таком положении парочки переговаривались. Не исключены были и проявления нежности – объятия и поцелуи, однако никаких более решительных попыток к сближению ни одной из сторон не предпринималось.

Если койташ проходил в доме мальчика, то после окончания вечеринки все гости расходились по домам. Если собирались у девочки, то подруги оставались у нее до утра.

Игры, забавы и развлечения занимали значительное место в жизненном укладе народов коми. В наше время надеемся на успешное возрождение утраченных игр и развлечений. Успехи в этом направлении послужат стимулом этнографического исследования традиционного досуга.

Материал подготовила представитель общественной организации «Эжваса комияс», сотрудник центральной библиотеки «Светоч» Лидия Храмович.

Источники:

  1. Несанелис, Д. А. Раскачаем мы ходкую качель: традиционные формы досуга сельского населения коми края. – Сыктывкар, 1994.
  2. Традиционная культура народа коми. – Сыктывкар, 1994.