Женские головные уборы

treyukОчень важную роль в женском национальном костюме коми играют головные уборы. Покрытие головы являлось обязательным для женщин коми, это определялось как канонами православной культуры, так и этническими традициями. Эта норма была связана с необходимостью защиты женщины от сглаза, платок выполнял роль оберега  – «вуджöр» (тень), уголок платка прикусывали.

Головные уборы подразделяются на две группы: головные уборы девушек и головные уборы замужних женщин. Коми девушки носили  длинные волосы, заплетая их в одну косу и вплетая в нее одну или несколько ленточек. При расчесывании волосы собирали, их можно было сжигать, но нельзя разбрасывать на ветер – чтобы голова не болела.

Почти все девичьи головные уборы представляют собой обруч или твердый околыш, облегающий голову, или полоску ткани в виде ленты, повязываемую вокруг головы. Часто налобную часть убора украшали мелкими цветными камешкам, бисером, блестками. По Летке девушки носили берестяной обруч, обтянутый красным сукном и обшитый разноцветным бисером.

svadebnui-golovnoi-uborОсобый интерес представляют свадебные головные уборы. Старинный головной убор невесты называется «юр ной»(юр- голова, ной – сукно) представлял собой очелье (без дна) на твердой основе, обтянутое красным сукном, с  несколько выступающей передней частью. Очелье было сплошь расшито разноцветным бисером, пуговицами и блестками. Тыльная часть, стягивающая очелье, делалась чаще всего из хлопчатобумажной ткани. Согласно старинным народным обычаям, юр ной надевали на распущенные волосы накануне свадьбы после ритуального посещения бани. При этом головной убор покрывали мехом для того, чтобы уберечь девичью красоту от сглаза. После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Головные уборы замужних женщин более разнообразны. Они заплетали волосы в две косы и укладывали их вокруг головы через лоб или закручивали в шишку, закрепляли гребнем.  Для того, чтобы передняя часть убора стояла лучше и прическа была бы более высокой, непосредственно на волосы или в головной убор вкладывали валик из бумаги, льняных очесов или ткани. Этот валик в большинстве районов носил русские названия: «кичка»  на Печоре, «рогуля» на Ижме, «клобук» на Вашке.

К традиционным головным уборам коми-зырян относится сборник. В прошлом женщина впервые надевала сборник на свадьбу и носила затем по праздникам, примерно до 45-50 лет. Шили сборник из парчи или шелка, более бедные – из кашемира или сатина. Сборник имел коническую форму. Шили его на подкладе, он состоял из чепца и твердого околышка, ширина спереди достигала 10 см, а сзади снижалась до 4 см. Впереди чепец имел твердый валик и ткань была собрана. На лобную часть сборника повязывали «патку» — фабричный платок, расшитый золотом, сложенный в виде полосы. Иногда поверх сборника вместо патки надевали девичью повязку – ленту. Кроме того, сборник покрывали еще большим платком – «чышьян ота», закалывая его концы под подбородком.

povoinikБолее обширную группу составляют мягкие головные уборы и повязки типа волосника, повойника, а также разнообразные платки. Волосник представлял собой род чепца из пестрого ситца, дно его было овальной формы. К этой группе относятся свадебный и праздничный головной убор ижемок «реюк», или как еще называли «ошувка». Шили треюк из парчи с подкладкой из коленкора или сатина. Под треюк надевали простой чепец – «вöлöсник», а сверху покрывали красивым шелковым платком с бахромой – «сырья чышьян». По праздникам одевали кокошник.

sorokaВ южных районах Республики Коми широкое распространение имели головные уборы сорока – «юр кöртöд». Он состоит из двух частей: мягкой шапочки, сшитой из ситца или связанной из ниток и надеваемой непосредственно на волосы, и верхнего убора, напоминающего русскую сорочку.  Её шили из холста. Она состояла из четырех частей: лобной, напоминающей по форме трапецию с закругленными сторонами, боковых крыльев с вышитыми концами, заканчивающимися бахромой, и задней полосы, закрывающей темя и спускающейся на шею, также вышитой и заканчивающейся бахромой. Вышивка выполнялась шелком и шерстью в основном темно-красного цвета в соединении с черным, орнамент – геометрический (ромб с продолжающимися сторонами). Техника шитья – косой.

Близкие по форме головные уборы у удмуртов, верхневолжских карел и особенно у марийцев.

 

Материал подготовила Лидия Храмович, сотрудник ЦБ «Светоч».

Источник:

  1. Народное искусство коми. М., 1993.
  2. Традиционная культура народа коми. – Сыктывкар, 1994.
  3. Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. – С.280-2081.
  4. Народный костюм коми. – Сыктывкар, 1988.