Верхняя одежда народа коми

verhnyaya-odegdaНациональная одежда — это достояние народа, воплощение его культуры и традиций. Народная одежда несёт в себе многовековые традиции и обычаи регионов, видоизменяясь и совершенствуясь.

Верхнюю мужскую одежду коми шили из самого различного материала: холста, домотканого или покупного сукна, меха. По покрою ее можно подразделить на прямоспинную — шабур, сукман и сшитую в талию со сборами и подрезной спинкой — это суконная поддевка (дукöс) и шуба (пась). Осенью и зимой на Ижме и Печоре и в настоящее время распространены совик и малича, сшитые из оленьего меха.

Шабур шили из синего или сурового грубого холста. Она представляла собой длинную глухую рубаху с рукавами. Для головы было прорезано отверстие, с краю которого иногда пришивали капюшон из холста. Такую одежду носили в качестве рабочей и подпоясывали ремнем или бечевкой.

Сукман или дукöс – армяк или кафтан, шили из домотканого сукна серого или белого цвета длиной до колен и носили их осенью.

Зимой одевали шубу (пась)из овчины, в некоторых районах носили тулупы.

malitsaМалица – это глухая одежда прямого покроя из оленьих шкур мехом внутрь, с капюшоном, длинными рукавами и пришитыми к ним меховыми рукавицами.

Головными уборами мужчин издавна были валеные, суконные и меховые шапки. Шапки были различной формы – одни с низкой тульей и широкими полями, другие с высокой тульей и приподнятыми загнутыми кверху краями.

Верхняя женская одежда у коми близка к мужской. В качестве рабочей одежды был шабур, ничем не отличающийся от мужского. Повсеместно был распространен холщевый кафтан, сшитый, как мужской, но только несколько короче и шире в подоле. Шубу шили прямого покроя из дубленых желтых овчин. Малица отличалась более красивой отделкой на подоле, меховой боркой.

golovnoy-uborЖенские головные уборы коми различались по возрастному принципу. Девичьи головные уборы оставляли неприкрытыми часть волос.  В Усть-Вымском и Усть-Куломском районах  девушки носили «ленты» — повязки, представляющие собой полосу холста размером 8×31 см, покрытую позументом, с завязками из кумача. Наряду с налобной повязкой в Усть-Вымском районе (села Турья, Кони, Шошки) носили в качестве праздничного головного убора сплетенные из ниток «сетки», обшитые разноцветными лентами и бусами.

Замужние женщины заплетали волосы в две косы, укладывали их вокруг головы, и покрывали голову специальным чепцом – «вöлöсник», либо красным платком, завязанным на затылке. Выходя на улицу, при приходе гостей в дом, женщина надевала поверх «вöлöсника» платок, полностью покрывая волосы.

laptiiz-lipuchulkiТрадиционная обувь у коми для обоих полов почти не различалась  по покрою. Летом и осенью носили: поршни (чуктöм, чарки), сшитые из сыромятной кожи и стягиваемые у щиколотки ремешком; коты (кот) – кожаная обувь с невысоким суконным голенищем. Обували такую обувь поверх холщевых портянок или шерстяных чулков. В зимнее время носили валяную обувь – тюни, катанки, ишим. Женщины и мужчины носили  длинные шерстяные чулки (чувки), связанные на спицах, с узорами из разноцветной шерсти. Чулки были неотъемлемой частью женского приданого, их дарила невеста жениху на свадьбе. Носили берестяные и лыковые лапти (нинкöм).

Народный костюм коми сохраняет традиционную одежду из оленьих шкур, вязаные изделия украшаются традиционным геометрическим орнаментом.

 

Материал подготовила Лидия Храмович, сотрудник ЦБ «Светоч».

 

Источник:

  1. Традиционная культура народа коми. – Сыктывкар, 1994.